←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
1.Понятия «менеджмент», менеджер», «предприниматель».
Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) -управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Другое определение менеджмента: менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации Менеджмент можно представить в виде формулы:
менеджмент = искусство + опыт + обучение
Поясним вышеприведенную формулу. Безусловно, управление производством требует специальных, врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, приобретается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения.
Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.
Существует мнение, что термин "менеджмент" труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык.
Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять а в отношении непредпринимательских организаций.
Термин менеджмент обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления. Менеджер (англ, manager - manage управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера: координация, руководство, управление, принятие решений. Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбора команды. Слова "предприниматель" и "менеджер" не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. На этой основе возникла теория менеджеризма, согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим - менеджерам. 2. Три концепции бизнеса.
Позитивная концепция. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деят-ть людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью кот. является прои-во товаров и услуг для других людей. Можно выделить следующие составляющие приведенного подхода:
бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей основе. бизнес оказывается типичной чертой жизни людей, продуктом осознанного выбора людей, в системе бизнеса отсутствуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об ограниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени
Бизнес:
- люди работают на благо общества
- непротиворечивое явление
- подчинен всеобщим интересам
- укрепление экономики
- типичная черта жизни людей
- нацелен на всеобщее благо
Критическая концепция. Эта концепция исходит из того, что бизнес – это деятельность людей, направленная исключительно на получение доходов или прибыли. В целом, суммируя различные оттенки критических оценок бизнеса и бизнесменов, можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:
бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;
бизнес – исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Прагматическая концепция. Сущность прагматической концепции, состоит в том, что бизнес рассмат-ся как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое и самим бизнесменам, стремящимся удов-ть свои корыстные интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах.
элементы прагматической концепции бизнеса:
бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой – стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;
бизнес – это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;
бизнес - естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, c другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
бизнес – это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
3. Классификация теории управления и роль человека в организации
Постулаты теорий:
Классические - Труд для большинства индивидов не прино¬сит удовлетворения, это присущее для них ка¬чество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, са¬мостоятельности, инициативы или самоконт¬роля
Человеческих отношений - Индивиды стремятся быть полезными и зна¬чимыми, они испытывают желание быть ин¬тегрированными, признанными как инди¬виды. Эти потребности являются более важны¬ми, чем деньги, в побуждении и мотивиро¬ванности к труду
Человеческих ресурсов - Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самосто¬ятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высо¬ком месте по иерархии, чем то, которое они те¬перь занимают
Задачи руководителей организаций:
Классические- Главной задачей руководителя является стро¬гий контроль и наблюдение за подчинен¬ными. Он должен разложить задачи на лег¬коусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику
Человеческих отношений - Главная задача руководителя сделать так, что¬бы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций
Человеческих ресурсов - Главной задачей руководителя является луч¬шее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально про¬явить свои способности, способствовать пол¬ному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятель¬ность и самоконтроль у своих подчиненных Ожидаемые результаты:
Классические - Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствую¬щая заработная плата и если руководи¬тель будет справедлив. Если задачи бу¬дут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контроли¬роваться, то они смогут соблюсти фик¬сированные нормы производства
Человеческих отношений – Факт обмена информацией с подчи¬ненными и их участия в рутинных ре¬шениях позволяет руководителю удов¬летворить основные потребности по вза¬имодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлет¬ворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчинен¬ные охотнее общаются с руководством
Человеческих ресурсов- Факт расширения влияния, самостоя¬тельности и самоконтроля у своих под¬чиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производ¬ства. Вследствие этого полученное удов¬летворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее пол¬но используют собственные человечес¬кие ресурсы 4. Менеджмент как процесс принятия решений в информационной среде
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений — одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Менеджмент - процесс, воздействующий одной информационной среды на другую.
Профессиональной обязанностью каждого руководителя является принятие управленческого решения в соответствии с делегированным ему объемом полномочий.
>
Одно
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|