Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Признаки организации в менеджменте

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


1.1.Признаки организации

Организация—понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и дос-тижения общей цели.

Но к организации, в данном понимании, предъявляются сле-дующие требования. Во-первых, это наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы. Во-вторых, необ-ходимо наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого ко-нечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены этой группы. И, в-третьих, чтобы достичь значимой для всех цели, необходима определенная взаимосвязь членов группы.

По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Честера Бернарда-людей побужда-ют объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой прими-тивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.

Однако, возникнув, организации начинают жить самостоя-тельной жизнью, в значительной мере, а иногда и полностью не за-висящей от создавших её людей, вступая с ними в определенные от-ношения. В их рамках люди используют организацию для достиже-ния тех целей, ради которых она была создана. В частности, они на-деются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.

Организация использует возможности объединяемых ею лю-дей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалифика-ции, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам пове-дения, разделения своих целей и ценностей.

В идеале, взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированны, но баланс может нарушаться в ре-зультате злоупотреблений с той и с другой стороны, когда либо ор-ганизация низводит людей до положения винтиков, либо люди ис-пользуют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб её потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказыва-ется одинаковым—организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.

Единство людей и условий их деятельности, находящихся в определенных соотношениях и взаимосвязях, образует организацио-онную структуру. Действия, направленные на создание такой струк-туры, необходимых предпосылок её функционирования и обновле-ния, получили название организационного процесса.

Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установ-ления ключевых целей по таким важнейшим функциональным под-системам организации, как маркетинг, производство, НИР (научно-исследовательские разработки), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически выте-кающие из миссии, как общей цели организации.

Маркетинг направлен на создание спроса, и поэтому его целя-ми являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация па-раметров новой продукции, освоение рынков и т.д.

Производство охватывает тикие виды деятельности организа-ции, как получение, хранение и распределение средств производст-ва, превращение входных ресурсов в конечный продукт, его хране-ние и распределение, а также послепродажное обслуживание.

Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реа-лизует цели нововведений на предприятии.

Подсистема «Персонал» направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обу-чению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важ-нейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересован-ность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на ор-ганизацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов.

Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов, талантов. В соответст-вии с этим она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений, организации по контролю за движением и использо-ванием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организа-ции и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, т.к. являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. На рис.1 приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответсвующих показателей.

Примеры ключевых целей организации

(промышленные предприятия)

Функциональная подсистема Ключевая цель

Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции на рынке.

Производство Достичь наивысшей производительности тру-да при производстве всех видов продукции.

НИР Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции, используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации.

Финансы Сохранить и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.

Персонал Обеспечить условия, необходимые для разви-тия творческого потенциала работников и по-вышение уровня удовлетворенности и заинте-ресованности в работе.

Менеджмент Определить критические области управленче-ского воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.

Рис.1

Другим признаком организации является её обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов, которая обес-печивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непро-зрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальны-ми», основывающимися на различного рода предписаниях и запре-тах в отношении тех или иных действий.

Третьим признаком организации можно считать осуществле-ние её деятельности на основе принципа саморегулирования, кото-рый предполагает возможность в определенных рамках самостоя-тельно решать те или иные вопросы организациооной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды.

Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутри-организационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство. Наличие этого центра является четвертым признаком организации. Также следует отме-тить, что в крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а осталь-ные—перифирийных. Полицентризм делает организацию более гиб-кой, а следовательно и устойчивой.

В качестве еще одного признака организации следует назвать организациооную культуру, представляющую собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, кото-рые во многом определяют характер взаимоотношений и направлен-ность поведения людей. Организационная культура включает как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся, например, различного рода ритуалы, мифы, связанные с историей организации и жизнью её замечательных членов, принятые нормы общения. Вторые в основном характеризуют материальную сторону жизни и деятельности организации. Это её символика, цвета, удоб-ство и оформление интерьеров, внешкий вид зданий и т.п.

Сплав субъективных и объективных элементов формирует ос-нову культуры управления, в которую можно включить стиль руко-водства, способы решения проблем, характер поведения менедже-ров.

Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации (рис.2)—совокупность форм и процессов, придающих последнее конкретное, присущее только ей лица к другим её элементам можно отнести раз-деление труда, используемые технологии, организационную струк-туру, систему коммуникаций и обмена информацией, поведение со-трудников и пр.

Рис.2 Внутренняя среда организации.

Разделение труда представляет собой качественное разграни-чение и обособление различных видов трудовой деятельности и за-крепление их за отдельными людьми и подразделениями, что слу-жит основой их дальнейшей специализации.

Технология, или связь между отдельными видами работ, мо-жет быть складывающейся, последовательной, связанной, группо-вой. Складывающаяся технология характеризуется тем, что все ра-боты в рамках организации, хотя и направлены на достижение како-го-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, например, когда все участники процесса по отдельности работают на какого-то одного, который создает конечный продукт. в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, на¬пример, ко-гда все участники процесса по отдельности работают на какого-то одного,которыйсоздает

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»