Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Развитие учения об управлении в трудах В. И. Ленина

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Реферат

по дисциплине: Основы менеджмента

на тему: Развитие учения об управлении в трудах В. И. Ленина

Ставрополь, 2004 г.

Содержание:

стр.

1. Ленинские принципы и методы хозяйствования — основа управления общественным производством…………………………………………………………………………………….. 3

2. Роль государственных и общественных организаций в управлении социалистическим обществом……………………………………………………………………………………..…… 15

Список использованной литературы………………………………………………………………18

Список сносок……………………………………………………………………………………….19

Ленинские принципы и методы хозяйствования — основа управления общественным производством

Управление общественным производством — одна из важных сфер экономической и политической деятельности каждого государства. Исчерпывающую научную характеристику управления производством дали классики марксизма-ленинизма. Они показали, что управление общественным производством объективно необходимо для всякого совместного кооперированного труда. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд,— писал К. Маркс,— осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Из данного определения видно, что сущность управления состоит в том, чтобы установить строгую согласованность и взаимосвязь между отдельными кооперированными процессами в целях успешного функционирования всего производственного организма и достижения поставленных целей.

Совершенно очевидно, что при капитализме, где господствует частная собственность на средства производства, не может быть подлинно народного управления, соответствующего характеру самого общественного производства.

Величайшая заслуга В. И. Ленина состоит в том, что он вслед за К. Марксом уже в новых исторических условиях раскрыл сложность и важность задачи управления, которая сразу же встала перед молодой Республикой Советов после завоевания политической власти пролетариатом.

Социалистический строй с его общественной собственностью на средства производства создает объективные условия для участия широких масс трудящихся в управлении государством и экономикой. В связи с этим В. И. Ленин настоятельно требовал от Коммунистической партии активного привлечения - всех трудящихся к управлению общественным производством. Он говорил, что нужно поднять к управлению весь рабочий класс, все трудовое крестьянство, чтобы управление было в свою очередь переходом к поголовному обучению всех трудящихся искусству управлять государством. «...Социализм может быть построен только тогда,— указывал Владимир Ильич,— когда в 10 и 100 раз более широкие массы, чем прежде, станут сами строить государство, и строить новую хозяйственную жизнь».

В. И. Ленин неоднократно говорил, что научить массы управлению — самая трудная задача, ибо это вопрос организации по-новому наиболее глубоких экономических основ жизни десятков и десятков миллионов людей. Но величие В. И. Ленина в разработке основ социалистического хозяйствования состоит не только я том, что он выдвинул в качестве главной задачу управления, но и в обосновании принципов и методов, на которых оно должно быть основано. Исходя из конкретно-исторических задач социалистического строительства, обобщая опыт первых революционных мероприятий Советской власти и широкого творчества масс, Ленин разработал структуру и органы советского государственного аппарата, выдвинул и обосновал принципы и методы управления общественным производством.

Важнейшими из этих принципов являются: демократический централизм и всемерное развитие творческой инициативы и трудовой активности масс; единство политического и хозяйственного руководства и первенство политики над экономикой в решении хозяйственных вопросов; плановое ведение народного хозяйства и сочетание территориального планирования с отраслевым принципом управления; максимальное использование науки и техники в народном хозяйстве, а также научной организации производства и труда; единоначалие и коллегиальность в управлении; правильный подбор, расстановка и воспитание кадров; материальная заинтересованность и моральное стимулирование; хозяйственный расчет и режим экономии; широкая организация народного контроля па основе проверки исполнения, критики и самокритики.

Ленинские принципы и методы хозяйствования выступают в процессе управления общественным производством не обособленно, а в единстве и сочетании друг с другом, составляя в целом стройную систему организации государственного и хозяйственного руководства.

В процессе социалистического строительства ленинские принципы и методы управления общественным производством развивались и обогащались. Объективной основой этих принципов были закономерности социалистического способа производства, природа государства, политическая и экономическая основа социалистического строя.

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что эффективным воплощением научных принципов управления народным хозяйством может быть только демократический централизм. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин следующим образом определил сущность принципа демократического централизма: «Наша задача теперь - провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочее средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей цели».

Демократический централизм — это не механическое объединение централизма я демократизма. Социалистический централизм и демократизм неотделимы и взаимно обусловливают друг друга. Поэтому принципиально недопустимо их противопоставление.

В ленинском понимании демократический централизм включает в себя две неразрывные стороны: первая сторона — централизованное государственное плановое управление - социалистическим народным хозяйством и вторая сторона — самая широкая, возможная только в социалистическом обществе демократия.

В. И. Ленин считал, что демократический централизм в управлении хозяйством обеспечивает абсолютную стройность «единение в функционировании различных сфер общественной жизни, плановое руководство народным хозяйством из единого государственного центра, с одной стороны, и полное и беспрепятственное развитие инициативы местных хозяйственных органов в выборе путей, способов я приемов наилучшего и более эффективного выполнения общегосударственных планов и заданий - с другой. Эти двуединые стороны, органически вытекающие яз самой природы социалистических производственных отношений, составляют одну из глубочайших объективных закономерностей научного управления общественным производством.

Централизм в управлении хозяйством означает руководство вышестоящих органов государственного управления нижестоящими, обязательное исполнение директив центральных органов местными органами. Централизованное начало в управлении социалистическим общественным производством осуществляется лишь в тех пределах, которые объективно необходимы в коренных интересах строительства материально-технической базы коммунистического общества.

Социалистическое государство призвано сосредоточить в своих руках главные, решающие направления экономического развития. Оно определяет только те магистральные линии в экономическом развитии, которые свойственны самой природе планового социалистического хозяйства. Это предполагает научно обоснованное определение комплекса экономических проблем, который в условиях общественной собственности на средства производства должен быть отнесен к прерогативам государственного централизованного управления народным хозяйством.

Сюда относятся главным образом такие внутриэкономические проблемы, как научно обоснованное определение главных направлений развития социалистической экономики; планомерное, пропорциональное развитие всего общественного производства (разработка и обеспечение выполнения наиболее важных показателей перспективных и текущих народнохозяйственных планов со всемерным учетом предложений, идущих снизу; координация и увязка планов, составленных на местах; планомерное распределение между отраслями материального производства, сферами деятельности и экономическими районами материальных, трудовых, финансовых ресурсов и обеспечение их рационального, эффективного использования и т. д.); внедрение научно-технических достижений и передового опыта; проведение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»