Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Содержание понятия мотивация, связь мотивации с целенаправленным поведением человека

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство Высшего Образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Оренбургский филиал

Факультет экономический

Курс IV

Реферат

по дисциплине “Менеджмент”

Содержание понятия мотивация. Связь мотивации с целенаправленным поведением человека.

Выполнила студентка

Вяткина Е.И.

Оренбург 2005

Понятие мотивации.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понима¬ется как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осу¬ществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внут¬ри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совер¬шать некоторые поступки. При этом связь между отдельными сила¬ми и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершен¬но по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воз¬действием.

Мотивация — это сово¬купность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны дея¬тельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необ¬ходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

• что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

• каково соотношение внутренних и внешних сил;

• как мотивация соотносится с результатами деятельности чело¬века.

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду,

необходи¬мость удовлетворения различных потребностей.

Потребности — это то, что возникает и находится внутри челове¬ка, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребнос¬ти, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потреб¬ности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если по¬требность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляют¬ся, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного про¬явления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспита¬ния.

По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и не¬материальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

• минимальный - обеспечивает выживание;

• нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете);

• уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью

или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, т.е. психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на ее удовлетворение.

Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» харак¬тер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих парал¬лельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к дейст¬вию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей эти действия могут быть совер¬шенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потреб¬ность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека может рас¬сматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабиль¬ностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Выделяют следующие основные типы мотивов:

1) мотив как внутренне осознанные потребности (интересы), побуждающие к действиям (чувство долга), связанным с их удовлетворением;

2) мотив как неосознанная потребность (желание);

3) мотив как инструмент удовлетворения потребности. Например, мотивом

может стать цель, если приобретает для человека особый смысл;

4) мотив как намерение, побуждающее поведение;

5) мотив как комплекс перечисленных факторов.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловлива¬ется множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уров¬нем благосостояния, социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и проч.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит оттого, насколько успешно осуществляет¬ся процесс мотивирования.

Выделяют следующие типы мотивированности:

1) трудовой (ориентация на заработок);

2) профессиональный (заинтересованность в содержательной работе, овладе¬нии ее навыками, самовыражении);

2) властный (приобретение высокой должности);

3) идейный (готовность трудиться ради общего блага);

4) хозяйский (стремление к самостоятельности, возможность приумножения

богатства);

5) творческий (поиск нового);

6) коллективистский, ставящий во главу угла работу в команде (характерен длявосточных культур);

7) люмпенизированный (упор на уравнительность).

Мотивационная структура личности достаточно стабильна, но поддается целе¬направленному формированию и изменению, например в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.

Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие же¬лательных, ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.

Мотивационный механизм

Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного, стимулирующего воздействия (побужде¬ния и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрас¬положенности к той или иной деятельности.

Принципами построения мотивационного механизма считаются:

• увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;

• простота, понятность, справедливость;

• наличие необходимых условий реализации;

• возможность корректировки;

• направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;

• рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности (эле¬менты мотивационного механизма должны иметь различную длительность жизненного цикла, вплоть до вечной).

Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:

1) притязании — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детермини¬рующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего, потребности не превращаются в мотивы;

2) ожидания — оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и при¬тязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим факто¬ром;

3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека

к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;

4) оценки — характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;

4) стимулы — блага, возможности и проч.,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»