Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Создание операционной системы предприятия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ:

СОЗДАНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Каждая организация должна производить нечто, представляющее реаль-ную ценность для ее внешней среды. Рост международной конкуренции и ус-коренное развитие технологий заставили организации по-новому рассмот-реть весь комплекс вопросов управления своими операционными подразделениями, ответственными за выпуск товаров и предоставление ус-луг.

1 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЯМИ

1.1 Операционная функция

Операционная функция включает в себя те действия, в результате ко-торых производятся товары и услуги, поставляемые организацией во внеш-нюю среду. Функцию операций имеют все организации, иначе они просто не могут существовать.

Термины «операции» и «производство» взаимозаменяемы. Однако под производством в основном понимается выпуск товаров и переработка сырья. Термин «операции» шире, он включает не только производство товаров, но и предоставление услуг.

Больше всего организации отличаются друг от друга по характеру кон-кретных видов деятельности, входящих в операционную функцию. При про-изводстве, например, автомобилей и бытовой техники перерабатываются ог-ромные количества сырьевых материалов, типа листового металла: сначала из сырья производят отдельные детали и узлы, затем их собирают в готовые изделия стандартной конструкции. Строительные фирмы тоже потребляют большие объемы материалов, но каждая единица готовой продукции в этом случае может быть уникальна по своей конструкции. Кроме того, строитель-ные работы происходят не в условиях фабрик или заводов, а на отдельных строительных площадках, где в дальнейшем и эксплуатируются изделия строительной промышленности. Юридические фирмы, больницы, большин-ство учреждений сферы услуг потребляют незначительные количества ис-ходных материалов, но они приспосабливают свои услуги под требования клиента. Авиационные линии, банки и университеты предлагают стандарти-зованный набор услуг, позволяя клиенту выбрать те, которые он захочет. Правоохранительные органы тоже часто «предоставляют услуги клиентам», которые не совсем склонны к сотрудничеству.

1.2 Операционная система

В общем виде организацию можно рассматривать как открытую систе-му, которая преобразует входные величины в выходные. Рисунок 1 раскры-вает эту идею применительно к операционной функции. Полная система производственной деятельности организации называется операционной сис-темой, она состоит из трех подсистем. Для иллюстрации каждой из подсис-тем мы воспользуемся примером университета.

1. ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА выполняет производи-тельную работу, непосредственно связанную с превращением входных вели-чин в выходные результаты. Для университета основными результатами дея-тельности являются разработка и распространение знаний. Основная роль человеческого фактора проявляется в создании этих результатов через науч-но-исследовательскую и педагогическую деятельность профессорско-преподавательского состава. Материалы, в том числе бумага и канцелярские товары, потребляются перерабатывающей подсистемой. Требуются капита-ловложения в виде классных комнат, лабораторий, кабинетов, мебели, обо-рудования. Необходимо получать информацию о достижениях в различных областях науки из разнообразных печатных источников, путем проведения заседаний кафедр, поддержания профессиональных контактов с коллегами из других университетов. Нужна подача энергии от коммунальных служб для освещения, отопления и кондиционирования университетских помещений, а также энергия для работы ЭВМ, полиграфического и другого оборудования.

2. ПОДСИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ не связана прямо с производст-вом выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабаты-вающей подсистемы. В университете подсистема обеспечения включает биб-лиотеку, вычислительный центр, ремонтно-эксплуатационную службу, почтовое отделение, книжные киоски, кафетерий, типографию, группу ре-жима университетского городка.

Рисунок 1 – Операционная система

Функция, считающаяся частью подсистемы обеспечения в одной орга-низации, может быть составляющей частью перерабатывающей подсистемы в другой. В университете, например, типография выполняет обеспечиваю-щую функцию, а в коммерческом предприятии она может оказаться основ-ной перерабатывающей подсистемой.

3. ПОДСИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и неза-вершенном производстве. Информация поступает из внутренней среды орга-низации: о целях, политике, основных направлениях и других внутренних параметрах. Информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тен-денциях развития технологии, правительственных нормативных актах и дру-гих факторах, поступает из внешней среды. Подсистема планирования и кон-троля должна обработать весь этот обычно большой объем достаточно сложной информации и выдать решение, как именно должна работать пере-рабатывающая подсистема. Конкретные вопросы, подлежащие решению, как правило, включают планирование производственных мощностей, диспетче-ризацию, управление материально-производственными запасами, контроль качества. В университете эти функции планирования и контроля выполняют администрация университета, в том числе и деканаты, приемная комиссия, регистрационное и плановое бюро университетского городка.

1.3 Сущность управления операциями

Многочисленные обязанности операционных менеджеров можно раз-бить на три основные группы.

1. Разработка и реализация общей стратегии и направлений операцион-ной деятельности организации.

2. Разработка и внедрение операционной системы, включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производствен-ных мощностей, проектирование предприятия, проектирование продукта, введение стандартов и норм на выполнение работ.

3. Планирование и контроль текущего функционирования системы.

Как явствует из вышеизложенного, управляющему операциями прихо-дится иметь дело с большими объемами информации. Он должен мыслить аналитически, иметь способности к восприятию и оценке новых технологий. В выполнении операционной функции обычно занято больше людей, чем в любой другой области организации, а именно люди, в конечном счете, опре-деляют успех или провал любой операционной системы. Таким образом, управляющий операциями должен обладать и уметь пользоваться широким ассортиментом знаний и навыков в области анализа, системотехники, техно-логии, а также поведенческих и социальных наук.

Производительность определяется как количество единиц произведен-ного системой выхода, разделенное на количество потребленных на входе ресурсов.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ – это рыночная стоимость произве-денных выходов, деленная на общую величину затрат организации на израс-ходованные входы.

Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных выходов, так и целым рядом других факторов. Например, та-кими:

1. Соответствие ассортимента выпускаемой продукции или предостав-ляемых услуг существующему на них спросу.

2. Качество выходов системы.

3. Своевременность производства выхода, учет характера спроса и обя-зательств по доставке потребителям.

4. Гибкость производственной системы при удовлетворении различных требований индивидуальных потребителей.

Общие затраты потребленных организацией входов аналогичным образом определяются не только их количеством, но и рядом других факто-ров. Например, при анализе материальных затрат мы должны учитывать:

1. По каким ценам приобретались материалы?

2. Каковы затраты на хранение материалов в составе запасов до момента их использования?

3. Во что обошлись заказ и приемка материалов?

4. Каков размер издержек, возникших в результате недостатка материа-лов?

5. Какие затраты появились в результате проблем с качеством материа-лов?

Применительно к такому входу, как человеческий труд, мы должны за-дать себе следующие вопросы:

1. Какая часть работы выполнялась в сверхурочное, а не в нормальное рабочее время, какова стоимость сверхурочных работ?

2. Использовался ли персонал в соответствии с уровнем квалификации или работникам пришлось платить по тарифам более высокой квалификации, чем та, которая им требовалась для работы?

3. Какими оказались затраты, связанные с текучестью кадров, вызванной изменением нагрузки в системе?

4. Какими оказались затраты, связанные с ошибками персонала из-за не-достаточного уровня подготовки или плохим руководством со стороны мас-теров?

Эта концепция эффективности операций иллюстрирует многогранность задач, стоящих перед операционными менеджерами. Некоторые из этих за-дач противоречат друг другу. Так, например, можно своевременно выпускать продукцию, но только за счет увеличения объема сверхурочного труда. Управляющий операциями должен постоянно учитывать взаимосвязь многих факторов, влияющих на общую эффективность работы системы.

1.4 Классификация операционных систем

Операционные системы можно классифицировать разными способами. В таблице 1 приведена двухмерная классификация, основанная на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов. В соответст-вии с этой структурой можно проанализировать фактически любую операци-онную систему. Четыре типа процессов переработки описаны ниже.

Отличительными характеристиками систем, ориентированных на проек-ты, является то, что каждая единица конечной продукции уникальна по кон-струкции, выполняемым задачам, местоположению или по каким-либо

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»