←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Министерство труда и социального развития
Московский Государственный Социальный Университет
Филиал в г. Сочи
Кафедра экономики и менеджмента
Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента»
На тему: «Лидерство в стиле деятельности менеджера»
Выполнила: студентка 2 курса
ОФО Менеджмента организации
Первой группы
Дьяконенко Юлия
Проверил: Научный руководитель
Кандидат психологических наук
Шаповалов В.И.
Сочи-2003
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя
1.ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА ....................................................................4
1.1 ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ.................................6
1.1.1 Автократичное и демократичное руководство.....................................7
1.1.2 Исследования Левина.............................................................................9
1.1.3 Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке....................10
1.1.4 Четыре системы Лайкерта......................................................................11
1.1.5 Двумерная трактовка стилей лидерства..................................................13
1.1.6 Управленческая решетка........................................................................15
1.1.7 Стиль, удовлетворение, производительность…………………………..17
1.2 СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ…………………….……………………………………………..18
1.2.1 Ситуационная модель руководства Фидлера........................................18
1.2.2 Подход Митчела и Хауса “путь - цель”.................................................21
1.2.3 Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.......................................22
1.2.4 Модель принятия решения Врума-Йеттона…………………………….24
Глава 2. Методика определения поведенческого типа лично-сти…………….27
Заключе-ние………………………………………………………………………35
Список используемой литерату-ры………………………………………..……37
Введение.
В условиях рыночной экономики менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Менеджмент – специфический орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации потерь.
Одной из важнейших проблем менеджмента является лидерство, как стиль деятельности менеджера.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом оп-ределяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное зна-чение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.
Целью работы является анализ лидерства, стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работни-ков.
Задачами работы является :
1. Рассмотреть, что представляет собой теория лидерства, поведенче-ский и ситуационный подходы к эффективному лидерству.
2. Рассмотреть различные классификации и модели стилей руково-дства, их достоинства и недостатки.
3. Методика определения поведенческого типа личности.
Глава 1. Понятие лидерства в стиле деятельности руководителя
1.Теория Лидерства
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководите-лем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации со-четании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и мас-штаба от государства и даже группы государств до правительственных учреж-дений, местного самоуправления или народных и общественных групп и дви-жений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех слу-чаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Про-цесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организаци-онной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как нали-чие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказыва-ет влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс пре-имущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение лю-дей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффектив-ным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого ли-дерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основ-ных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в кото-рой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведе-ние последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Традиционные ранние концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуа-ционность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций, в ко-нечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образ-цов поведения, так и не создав завершенной теории.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяс-нять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и дос-тижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимо-связи с имеющейся ситуации.
1.1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосре-доточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.
Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера по-ведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о вы-полнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию инди-видов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обла-дающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно от-нести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классифи-кации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Илл. 1 иллюстрирует автократичный - либе-ральный континуум.
Илл. 1
1.1.1 Автократичное и демократичное руководство.
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководи-тель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполните-лям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ на-меренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они опери-руют. Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал пред-посылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х” :
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|