Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Менеджмент /

Теория Мотивации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Введение.

Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников рабо-тать. Для этого необходимо кок-то мотивировать его, побудить к действию. Понят-но, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, су-ществует множество и других факторов, заставляющих человека работать.

Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправ-ленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.

Первоначальная концепция

Метод «Кнута и пряника»

Метод «Кнута и пряника» является сомой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой друвности, и просуществовала на протяжении всей исто-рии развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в на-стоящее время зарплату), за невыполненную - наказание (телесные наказания, выго-вор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современ-ных условия, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увели-чения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, ко-гда работник не будет терпеть морального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пря-ника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.

Содержательные теории мотивации

В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что матери-альные факторы уже не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей человека привело к появлению теорий в основе которых лежит утверждение, что главным мотивирующим фактором является не материальный, а психологический. Первая такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским со-циологом, одним из основателей индустриальной социологии. Он выдвинул док-трину «человеческих отношений» в капиталистическом производстве, выделил про-тиворечия предпринимателей и рабочих и обосновал их через личные отношения, в улучшении которых видел путь к установлению «мира в промышленности».

Теория Маслоу

Огромный вклад в развитие теории Элтона Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистиче-ской психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человече-ской мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934) и «Мотивация и индивидуаль-ность» (1970).

Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей (40-е годы), получившей название «пирамида потребностей» (рис.1)

Потребности

самовыражения

Потребности признания

и самовыражения

Потребности принадлежности

и причастности

Потребности безопасности

и уверенности в будущем

Физиологические потребности

рис.1

В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество различных потребностей, которые можно разделить на пять основных категорий:

1. Физиологические потребности, необходимые для выживания человека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.)

2. Потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистенциальные потребности). Человек стремиться находиться в безопасном состоянии, защищаю-щем от страха, болезней и страданий. Увеерннность в будещем приобретается за счет гарантийной занятости, приобретения страхового полиса, за счет создания страхового потенциала путем получения достойного образования.

3. Потребности принадлежности и причастности (социальные потребно-сти). Человек стремиться быть членом коллектива, участвовать в совместных меро-приятиях. Он ищет внимания к себе, привязанности и поддержки, дружбы, любви.

4. Потребности признания и самоутверждения (престижные потребности). Человек испытывает потребность всамоутверждении, признании его личных дости-жений, служебном росте, уважении со стороны окружающих, лидерству в коллек-тиве.

5. Потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стре-миться к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умения и навыков. Духовные потребности находят самовыражение через творчество, само-реализацию личности.

Физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базисным) потребностям, а ос-тальные виды потребностей - это вторичные (произвольные), непрерывно изме-няющиеся потребности или метапотребности.

По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, на ниженм уровне которой находятся физиологические потребности, а на верхнем - потребности самовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физические потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникает не-обходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня. Однако эта ие-рархическая структура не всегда является жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархические уровни потребностей могут иметь фиксированный поря-док, ... на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потреб-ности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые далеко не всегда мо-гут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод о том, что по ме-ре удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производитель-ность труда.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет ра-ботников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Но вместе с тем концепция Маслоу вызвала критику. Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу тех или иных потребностей, что по-требности по-разному проявляются в зависимости от положения работника в орга-низации, пола, возраста, содержания работы и т.п. Не обязательно потребности воз-растают снизу вверх, как это представлено в «пирамиде» Маслоу.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и прак-тики современного управления.

Развитие в послевоенные годы таких наук, как психология и социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения ра-ботника на его рабочем месте на научную основу, это вызвало к жизни развитие школы поведенческих наук (с 1950 г. и по настоящее время).

Школа поведенческих наук непосредственно примыкает к школе челове-ческих отношений и более глубоко развивает ее основные положения. Иногда ее рассматривают в качестве поведенческого - бихевиористского направления школы человеческих отношений. Наиболее яркими представителями этой школы является Крис Аджирис, Ренсис Лайкерт, Фредерик Герцберг и Дуглас Макгрегор. Основной целью этой школы было повышение эффективности ее человеческих ресурсов.

Школа поведенческих наук основное внимание направила на изучение межличностных отношений, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в организации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Кола поведенческих наук продолжает развивать проблемы потребностей и мотивационного поведения. Если первичные потребности по своей природе явля-ются физиологическими и заложены в человеке генетически, то вторичные потреб-ности по своей природе являются психологическими и осознаются человеком по мере приобретения им опыта. Потребности невозможно измерить, а об их наличии можно узнать только по поведению людей. Возникшая потребность служит для че-ловека мотивом к действию.

Наибольший интерес представляют три концепции изучения потребно-стей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации:

1. Концепция ERG К.Альдерфера

2. Концепция приобретенных потребностей Макклеланда.

3. Концепция двух факторов Герцберга.

Каждая концепция имеет определенное принципиальное отличие.

Концепция К.Альдерфера

К концепции К.Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей «пирамиды» Маслоу (рис.2).

Рис. 2

К числу этих потребностей относятся:

1. Потребности существования (по Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности)

2. потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и прича-стности - стремление человека иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - стремление чело-века занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»