Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Бухгалтерский учет и аудит /

Анализ затрат на производство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Скачать реферат


ных затрат в относительном

выражении

В данном случае порог рентабельности равен:

14507 тыс.руб. = 35908 тыс.руб.

0,404

Порог рентабельности также можно определить графическим способом, который основан на равенстве результата от реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

Затраты, Результаты от реализации после

тыс.руб. возмещения переменных затрат

15000

К Постоянные затраты

14507

13000 Порог рентабельности

0

15000 35908 Выручка от реализации, тыс.руб.

Рис. 2.1. Определение порога рентабельности.

В точке К результат реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затраты равны.

Итак при достижении выручки от реализации в 35908 тыс.руб. предприятие достигнет окупаемости и постоянных, и переменных затрат.

Фактическая выручка на предприятии меньше ее порогового значения на 381 тыс.руб. или 1,1%. Постоянные затраты не окупаются полностью за счет выручки, что приводит к возникновению убытка в размере 159 тыс.руб.

Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.

Обычно для этого используются формулы:

q = R или q = C ;

p p – v

где:

q – пороговое количество товаров;

R – порог рентабельности данного товара;

P – цена реализации;

С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;

V - переменные затраты на единицу товара.

Эти формулы можно использовать, когда производится один вид продукции, который своей выручкой от реализации покрывает все переменные затраты предприятия. Когда же выпускаются несколько видов продукции, расчет объема производства, обеспечивающего безубыточность определенного вида продукции, осуществляется по формуле, учитывающей роль этого товара в общей выручке от реализации и приходящуюся, таким образом, на него долго в постоянных затратах.

q = C + Y1___________________ ,где

(p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)

Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации

(в долях единицы);

Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на единицу I-го вида продукции;

n - количество видов продукции.

Таблица 2.14.

Определение критического объема производства

по каждому виду продукции.

Вид Доля I-го Цена за Перем. Выпуск продукции Откло-

продукции вида в единицу затраты крит. факт. нение

общей изделия, на единицу

выручке руб. изделия, руб.

A 1 2 3 4 5 6

Элдвигатели 0,809 19755 10981 1337 1455 118

Элчайники 0,061 72,7 51,7 42139 30000 -12139

Элкипятильники 0,063 15,8 12 240511 142000 -98511

Ротор 0,013 1404 710 272 326 54

Деревообработка 0,008 95 93 58028 2991 -55037

Предохр.устройства 0,005 124 49 967 1455 488

Тэны 0,014 28,5 30,3 112832 16350 -96482

СТО 0,003 4000 2183 24 30 6

Мех.обр-ка сплава 0,024 168,8 160,9 44051 5 -44046

Как видно, пороговое значение объема производства было достигнуто только по четырем из девяти видов продукции. Следовательно, выручка от реализации пяти видов продукции не покрывает постоянные расходы, приходящие на их долю.

Ту же ситуацию показывает расчет порога рентабельности по каждому виду продукции.

Таблица 2.15.

Определение порога рентабельности по

каждому виду продукции.

Вид Выручка Перем. Рез-тат Пост. зат- Рез-тат Порог

продукции от затраты, после воз- раты по от реали- рента-

реал-ции тыс.руб. мещения пе- виду про- зации бельности

рем. затрат дукции

Элдвигатели 28744=1 15978=0,556 12766=0,444 11736 1030 26432

Элчайники 2182=1 1551=0,711 631=0,289 885 -254 3062

Элкипятильники 2249=1 1704=0,758 545=0,242 914 -369 3777

Ротор 458=1 231=0,504 227=0,496 189 38 381

Деревообработка 284=1 278=0,979 6=0,021 116 -110 5523

Предохр.устройства 180=1 72=0,4 108=0,6 73 35 122

Тэны 466=1 495=1,06 -29 203 -232 3215

СТО 120=1 65=0,542 55=0,458 43 12 94

Мех.обр-ка сплава 844=1 805=0,954 39=0,046 348 -309 7565

Итого: 35527=1 21179=0,596 14348=0,404 14507 -159 35908

Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции пропорционально их доли в общей выручке от реализации.

Например, на долю электродвигателей приходится постоянных затрат в сумме 11736 тыс.руб. = (14507 * 0,809). Порог рентабельности этого вида составляет 26432 тыс.руб. = (11736 : 0,444).

Сопоставляя значения порога рентабельности и выручки каждого вида продукции, заметим, что пять видов продукции не достигли своего порога рентабельности. Положительный результат от реализации доли электродвигателя. Реализации предохранительных устройств не хватило на покрытие убытков от реализации других видов продукции, поэтому общий результат-убыток.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет рассматривать различные варианты их сочетания и определить, как они влияют на результат от реализации.

Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое называется эффектом производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли.

Рассмотрим пример:

Если предприятие будет стремиться довести выручку от реализации до порогового значения и изменит ее, допустим на 1,1%, то величина выручки составит:

35527 + 391 = 35918 тыс.руб.

одновременно на 1,1% увеличатся переменные затраты:

21179 + 233 = 21412 тыс.руб.

постоянные затраты останутся неизменны.

Суммарные затраты равны 35919 тыс.руб.

Результат от реализации равен – 1 тыс.руб., то есть убыток.

Таким образом, при увеличении выручки на 1,1% мы снизили убыток на 99%.

Решая задачу максимизации прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов изменится результат от реализации.

Например, если с одновременным увеличением выручки на 1,1% снизить постоянные расходы хотя бы на 1%, то получим следующую ситуацию:

Постоянные расходы составили 14362 тыс.руб.

Суммарные затраты равны 35774 тыс. руб.

Результат от реализации – прибыль в размере 144 тыс.руб.

Таким образом, при увеличении переменных затрат на 1,1% и снижении постоянных на 1%, результат от реализации увеличился на 145%.

Доля определения силы воздействия производственного рычага применяют отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли.

В нашем примере сила воздействия производственного рычага равна (35527 – 21179) : (-159) = 90,2.

Это означает, что при увеличении выручки от реализации, допустим на 1,1%, результат от реализации возрастает на 99%, что и было видно из вышеприведенных расчетов.

Сила воздействия производственного рычага всегда рассчитывается доля определенного размера выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации- изменяется и сила воздействия производственного рычага (табл.2.11.).

Эффект производственного рычага поддается контролю на основе учета зависимости силы воздействия рычага от удельного веса постоянных затрат в суммарных затратах: чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек (при постоянной выручке от реализации), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот (табл.2.12.).

Когда снижается выручка от реализации, сила воздействия производственного рычага возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила производственного рычага возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия производственного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается).

Все это полезно для выработки деталей коммерческой политики предприятия. При пессимистических прогнозах динамики выручки от реализации нельзя раздувать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»