Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Бухгалтерский учет и аудит /

Анализ и учет расчетно-кассовых операций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лице-вого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьше-ние своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабаты-вая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записы-вать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списа-ния - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные по-казатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используют-ся предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтер-ских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку не-медленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В по-следующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в доку-ментах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый но-мер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются коррес-пондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

4.1 Синтетический и аналитический учет денежных средств на расчетном счете.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продук-ции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предпри-ятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за вы-полненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам со-циального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. Для отражения оборотов по кре-диту счета 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контро-лируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой вы-писки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость ито-гами.

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведо-мости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количест-ву полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспонди-рующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позво-ляет счетным работникам анализировать источники поступления де-нежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

Анализируя журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 (см. приложение) мож-но сделать вывод, что основная масса средств ( 98.4%) поступает с го-ловного предприятия ОАО "Кавказтрансгаз". Остальные средства по-ступают с кассы организации. Поступившие на расчетный счет деньги расходуются следующим образом:

-в кассу организации на зарплату и хознужды – (70 %)

-на оплату налогов – (1.26 %)

-во внебюджетные фонды- (27.8 %)

-на оплату коммунальных услуг- (3.24 %)

4.2 Расчеты аккредитивами .

При расчетах с иногородними поставщиками предприятия могут использовать аккредитивную форму расчетов .

При использовании этой формы расчетов покупатель депонирует в бан-ке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива . Каждый аккре-дитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком . Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается догово-ром между плательщиком и поставщиком . Заявление об открытии ак-кредитива представляется в количестве , необходимом банку платель-щика для выполнения условий аккредитива .

Депонирование средств гарантирует плательщику своевременный платеж за отгруженные ТМЦ и оказанные услуги . Средства с аккреди-тива выплачиваются поставщику на основе реестра счетов транспорт-ных документов , подтверждающих отгрузку ТМЦ .

Порядок действий поставщика и плательщика при использовании аккредитивной формы расчетов приведен в схеме на рис.1.

Аккредитивная форма расчетов .

Поставщик 4 Покупатель

5 3 1

Отделение банка, Отделение банка,

обслуживающее 2 обслуживающее

поставщика поставщика

рис 1.

1-акредитивное заявление; 2-поручение об открытии аккредитива; 3-извещение об открытии аккредитива; 4-отзрузка продуктов и отправка соответствующих доку-ментов; 5-предьявление реестра счетов для немедленной оплаты

К недостаткам аккредитивной формы расчетов следует отнести замораживание средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использо-вания, а также возможность задержки отгрузки продукции поставщиком до поступ-ления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов по-ставщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.

4.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями.

При данной форме расчетов получатель средств представляет в об-служивающий его банк расчетный документ , содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные ус-луги. Оплата платежных поручений- требований может быть после-дующим и предварительным. При предварительном акцепте банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте банк плательщика оплачивает платежное требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму платежа на счете плательщика и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течении трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика.

Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех эк-земплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.

Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции не заказанной , недоброкаче-ственной, нестандартной, некомплектной досрочной поставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бесто-варного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в ус-тановленном порядке цен на товары и услуги и др. ,

Если покупатель отказался от акцепта поручения- требования, то по-ступившие по этому поручению-требованию товары поступают на от-ветственное хранение покупателя. При частичном отказе от акцепта то-вар остается на ответственном хранении покупателя в той части , от оп-латы которой он отказался.

В случае акцепта платежного поручения- требования отделение бан-ка покупателя извещает отделение банка поставщика об оплате покупа-телем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка поставщика на расчетный или другой счет поставщика.

Схема документооборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена на рисунке 1.

Достоинством акцептной формы расчетов платежными требования-ми является то, что она позволяет плательщику контролировать соблю-дение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недоста-ток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика ( 3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).

Расчеты платежными поручениями- требованиями могут осуществ-ляться

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»