←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ 5
1.1.Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков 5
1.2.Внутренний контроль в коммерческих банках 18
ГЛАВА II. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОФИСЕ № 5265 «СИБИРСКОЕ О.В.К.» 32
2.1. Характеристика Омского РФ КБ «Сибирское О.В.К.» и дополнительного офиса № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.» Ошибка! Закладка не определена.
2.2. Организация проведения проверок в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.» 36
2.3. Контроль банка за осуществлением проверок кассовой дисциплины в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»_____________49
ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ 54
3.1. Модель осуществления проверки кассовой дисциплины 54
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы внутрибанковского и внешнего контроля 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
ВВЕДЕНИЕ
Формирование современной российской банковской системы происходило в весьма ко-роткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфля-ции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии.
Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бухгалтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредитными организациями, а в конеч-ном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей кри-минализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосредованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказались люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоя-тельствах появление проблем у таких банков стало неизбежным.
Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испытывают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. [20, стр.89] Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существованием еще и внутренних причин (неква-лифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего ау-дита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудности количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерческие банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифицированных специалистов, помещений, оргтехни-ки) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных за-емщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).
Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерческих банков.
Предметом исследования является проблематика осуществления контроля как внеш-него, так и внутреннего за коммерческими банками. Объект – дополнительный офис № 5265 КБ Сибирское О.В.К.».
Главная цель работы состоит в изучении сложившейся системы контроля за банками в Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- описать сложившуюся систему контроля за коммерческими банками со сторона Банка России;
- рассмотреть систему внутрибанковского контроля;
- рассмотреть проведение внутреннего контроля на примере проверки кассовой дисциплины в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»;
- обратить внимание на основные проблемы банковского контроля и возможные варианты их разрешения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы Банка Росии, материалы монографических работ и текущих публикаций, внутренние регламенты Омского РФ КБ «Сибирское О.В.К.».
Поставленная цель и объект исследования предопределили следующую структуру работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, который включает 50 источников, 8 приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, показывается степень иссле-дованности проблемы, накладываются ограничения по выбранной теме, определяются цель и за-дачи исследования, выделяются предмет и объект исследования, а также дается краткая характе-ристика работы.
В первой главе работы даются теоретические основы рассматриваемой темы, а имен-но сущность внешнего и внутреннего банковского контроля, его принципы, цели, методы, задачи, особенности каждого из них
Во второй главе – приводится анализ проведения внутреннего контроля в коммерче-ском банке на примере проверки кассовой дисциплины.
Наконец, в третьей главе работы формулируются некоторые предложения по прове-дению комплекса мероприятий, позволяющего решить выявленные проблемы, а также дос-тичь повышения эффективности банковского контроля. В заключении кратко излагаются ос-новные выводы и предложения по выбранной теме.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Внешний контроль за деятельностью коммерческих банков
Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятель-ностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, органи-заций) с применением особых методов. [22, стр.102]
Банковский контроль вытекает из функций кредита.
Внешний банковский контроль – процесс отслеживания, наблюдения (монито-ринга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм за-конодательства, банковских правил, устанавливаемых Банком России и внутренними до-кументами самого поднадзорного банка. [5, стр.13]
Внешний контроль осуществляют:
Центральный Банк Российской Федерации;
Федеральная комиссия по ценным бумагам;
Министерство налогов и сборов Российской Федерации;
Федеральная служба налоговой полиции.
Качественный и действенный надзор необходим Центральному банку, который в этом случае представляет интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика пока не стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров. Российские банки допускают множество самых разнообразных нарушений, причины которых следующие:
1) отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного управления рисками;
2) действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях сокрытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;
3) отсутствие анализа кредитной и иной задолженности;
4) ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;
5) неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а иногда их незнание или откровенное игнорирование;
6) отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;
7) недостаточная работа по организации внутреннего контроля.
Принципы внешнего банковского контроля: (приложение 8)
1.Универсальность и обязательность. Под надзор должны попадать все без исключения кредитные организации, работающие на территории страны, причем согласие на контроль и выполнение требований контрольных органов должно быть обязательным условием не только получения банковской лицензии, но и последующего выполнения банковских опе-раций.
2. Законодательное закрепление за Центральным Банком контрольных функций с пре-доставлением ему права издавать соответствующие нормативные акты, обязательные для всех банков (кредитных организаций).
3. Единство требований контрольных органов. Ко всем кредитным организациям, вы-полняющим одинаковые виды деятельности (операции), должны предъявляться одинако-вые требования. Там же, где требования могут и/или должны быть дифференцированны-ми, должны использоваться ясные и стабильные правила дифференциации. Закон разре-шает Банку России дифференцировать, например, экономические нормативы деятельно-сти банков, однако он не пользуется этим правом.
4. Обязательность исполнения законных требований органов контроля.
5. Единство количественного и качественного контроля. Необходимо отслеживать не только формальное соблюдение кредитными организациями тех или иных правил, норма-тивов, требований, указаний, но и качественных (экономических и финансовых) характе-ристик их развития, что требует хорошего мониторинга и не менее качественной индиви-дуальной аналитической работы.
6.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|