Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Бухгалтерский учет и аудит /

Международные стандарты аудита

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Министерство Путей Сообщения Российской Федерации

Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Бухгалтерский учет

и аудит»

Реферат на тему:

Международные стандарты аудита

Выполнил: Ст. 341 гр.

Тухватуллин Р.Р.

Проверила:

Степанцова

Хабаровск

2002

План

1. Введение 3

2. Проблемы внедрения МСА в России 4

3. Близкие стандарты 7

4. Отличающиеся стандарты 13

5. Несовпадающие стандарты 15

6. Выводы 18

7. Литература 19

1. Введение

В октябре 2000 г. в жизни российских аудиторов произошло знаменательное событие: при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита (МСА) на русский язык.

Важность данного издания в современных российских условиях трудно переоценить. Мы все были свидетелями зарождения и формирования российского аудита. Специалисты не прекра-щают спорить о том, как он развивается, достаточны ли темпы такого развития, принимаются ли во внимание общепризнанные в мировой практике принципы аудита, в ту ли сторону мы идем. Очень часто спорщики апеллировали к международным стандартам, которых почти никто не мог прочесть, поскольку они существовали только на английском языке, да и получить их можно было только из-за границы. Вместе с тем на протяжении нескольких последних лет велись разработка и издание отечественных регламентирующих документов, названных Правилами (стандартами) ау-диторской деятельности. Эти правила (стандарты) также вызывали неоднозначную реакцию у практикующих аудиторов: кто-то принимал их, кто-то категорически отвергал.

Подробный русскоязычный комментарий к МСА еще ждет своего часа. Однако уже в дан-ной статье анализируются сходство и различие российских правил (стандартов) аудиторской дея-тельности и МСА, а также обсуждаются возможные пути развития российского аудита и факторы, мешающие внедрению МСА в российскую аудиторскую практику.

2. Проблемы внедрения МСА в России

Слово «внедрение» в русском языке часто означает проникновение чего-то в среду, которая активно сопротивляется этому проникновению. Такая картина хорошо отражает попытки внедрить МСА в работу российских аудиторов. Вот уже много лет не прекращаются споры о том, что вне-дрять, как внедрять и, что самое главное, нужно ли внедрять. Обсудим эти вопросы.

Итак, следует ли внедрять международные подходы к аудиту в России? Вопрос отчасти ри-торический. Ни для кого не секрет, что российская экономика нуждается в западных инвестициях. Инвестиции в конкретные предприятия подразумевают, получение прибыли на вложенные средст-ва. Объективным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйст-венной деятельности, должна служить бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтере-сованы в том, чтобы бухгалтерскую отчетность можно было назвать достоверной. Для этого от-четность следует составлять, пользуясь понятными для западных инвесторов правилами, и под-тверждать достоверность такой отчетности, т.е. проводить аудит, с использованием тех же проце-дур, что и на Западе. В то же время не только иностранные, но и российские инвесторы должны быть заинтересованы в достоверной отчетности российских предприятий и в добросовестном ее аудите. Таким образом, необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом на первый взгляд представляется очевидной.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, которые считают, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невоз-можным применение в нашей стране МСА или местных стандартов, основанных на МСА. В этом есть много верного: большинство клиентов гораздо сильнее заинтересовано в налоговых провер-ках и оптимизации налогов, чем в абстрактном «подтверждении достоверности», тем более, что для экономии на налогах куда как выгоднее иметь заведомо недостоверную отчетность. Квалифи-цированных инвесторов, которые действительно анализировали бы баланс и данные о прежних прибылях предприятия, чтобы принять решение об инвестировании в него, у нас практически нет. Даже клиенты, не связывающиеся с «черными» (заведомо недобросовестными) аудиторами, зачас-тую не готовы платить им те реальные денежные суммы, в которые может обойтись аудит по стандартам.

Со всем этим нельзя не согласиться, но, по нашему мнению, дилемма на самом деле такова. Либо мы и впрямь подтверждаем достоверность бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда пользователи такой отчетности в этом нуждаются, соблюдаем набор необходимых формальных требований (планируем, документируем, собираем аудиторские доказательства, контролируем ка-чество и пр.) и тогда с полным основанием называем это аудитом. Либо мы выполняем сиюми-нутные требования клиентов по налоговым проверкам и бухгалтерским консультациям, но тогда мы обязаны называть это специальным аудитом, согласованными процедурами, оказанием сопут-ствующих услуг и др. Соответственно, в последнем случае аудитор не имеет права выдавать по результатам работы аудиторское заключение, которое предусмотрено Временными правилами ау-диторской деятельности в Российской Федерации и Порядком составления аудиторского заключе-ния. Аудитор в этой ситуации должен, напротив, указать в заключении, что мнение о достоверно-сти отчетности в целом он высказать не вправе, а заключение должен готовить в соответствии со стандартом о специальных аудиторских задания.

Умышленно создавать в глазах мирового сообщества видимость того, что определенная часть российских аудиторов занимается аудитом, тогда как нет гарантий соблюдения ими обще-признанных стандартов, было бы, на наш взгляд, неправильно. Многим российским предприяти-ям, аудит которых обязателен, но на самом деле в классическом понимании не нужен, поэтому че-стнее будет изменить критерии обязательного аудита, уменьшив круг предприятий, подлежащих ему. Однако ни в коем случае нельзя снижать требования к аудиту, ссылаясь на российские усло-вия.

Итак, мы рассмотрели вопрос, нужно ли вообще внедрять МСА в России. Теперь погово-рим о взглядах специалистов на то, как именно следует внедрять стандарты. Здесь возможны два подхода — постепенный и силовой.

Сторонники постепенного подхода приводят в пример аудит, который начал формироваться на Британских островах 150 лет назад. Они предлагают, чтобы переход к стандар-там осуществлялся по мере возникновения потребностей в аудите по стандартам, т.е. по мере раз-вития экономики, появления квалифицированных инвесторов и пр. Значительная роль в подготов-ке, пропаганде и собственно внедрении стандартов отводится общественным организациям ауди-торов. Предполагается, что клиенты сами не захотят иметь дело с аудиторскими фирмами, кото-рые работают не по стандартам, а общественные организации будут изгонять таких аудиторов из своих рядов. Подобная ситуация сейчас сложилась, например, в Великобритании и США.

Здесь можно привести следующую аналогию. Качество товаров, работ и услуг (в самом широком смысле) в рыночной экономике регулируется рыночными отношениями. Халтурщики и бракоделы должны проигрывать в конкурентной борьбе, поскольку о них распространяется дурная слава, и они должны лишаться клиентов вне зависимости от того, идет речь о торговле электрони-кой или куриными окорочками, оказании медицинских или консалтинговых услуг.

Если следовать этой логике, то может возникнуть вопрос: зачем нам государственные меры по защите прав потребителя, аттестация и лицензирование, санитарный и любой другой государ-ственный контроль? Ответ прост: мы не можем ждать, пока рыночные отношения поставят все на свои места, и спокойно смотреть, как кто-то продает потребителю пищевую продукцию, заведомо не отвечающую санитарным нормам, и кому-то аудиторское заключение подписывает лицо, не имеющее необходимых образования и подготовки, либо когда под названием «аудит» проводится нечто, не являющееся аудитом в том смысле, который вкладывают в это слово бизнесмены эконо-мически развитых стран.

Мы полагаем, что при внедрении МСА в России должны применяться элементы принужде-ния. Это неизбежно в условиях, когда многие клиенты не понимают сущности классического ау-дита, а во многих случаях где заинтересованы в его проведении. Кроме того, аудиторы России еще не имеют традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитых странах этическими нор-мами, а работа по МСА объективно ведет к усложнению и удорожанию аудита и, следовательно, ухудшает позиции аудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает в работе стандарты.

Ключевой проблемой при внедрении МСА является контроль выполнения стандартов ау-диторскими фирмами. Кто именно должен осуществлять такой контроль: государственные органы или общественные организации аудиторов? Каждый из двух вариантов имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, можно ожидать, что сотрудники государственных органов в ходе проверок качества будут отстаивать государственные интересы и не будут заинтересованы в от-стаивании чести мундира того или иного аудиторского объединения. С другой стороны, на сего-дня квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда по-зволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»