←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
¦ой целенаправленной работы по самообразованию, знакомству
с культурными центрами Европы, пристальному вниманию ко всем
сторонам современной культурной жизни до Октября в русских
и инострапных газетах и журналах Луначарский опубликовал
сотни статей и рецензий на темы литературы, театра, искусства,
просвещепия) рождался органический сплав поистине эициклопе-
дических знаний Анатолия Васильевича в области культуры, при-
чем знаний, осмысленных. по его словам, "под углом зрения рево-
люции и ее великих задач".
Глубокие раздумья над судьбами культуры и грядушей рево-
люции привели Луначарского к осознанию культурной миссии пар-
тии, передовой партийной интеллигенции. В ноябре 1907 года в
письме к Горькому, как известно также размышлявшему над этой
"просто и крепко", по словам Горького, сформулировал принци-
пиально важный тезис: "Мы - единственный мост, соединяющий
культуру с народными массами".
Прошло десять лет, победила февральская революция, принес-
шая народу власть, хотя и неполную, и А. В. Луначарский получил
возможность работать на ииве народного просвещения. Избран-
иый от большевистской фракции заместителем петроградского
городского головы, он одновременно стал председателем культур-
но-просветительной секции думы. В секции, а также в районных
думах в это время работала значительная группа большевиков:
Н. К. Крупская, П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская,
В. М. Познер, H. И. Калинин, Е. Л. Книпович и другие. Просвети-
тельная деятельность широко велась среди рабочих, военных,
интеллигеиции. 15-19 октября была созвана 1-я конференция
пролетарских культурно-просветительных обществ, избравшая
А. В. Луначарского почетным председателем Центральиого коми-
тета оргаиизации, которая позднее стала называться Пролеткуль-
том. Выступления Луначарского в печати, на заседаниях в думе,
на митингах создавали ему большой авторитет и в рабочих крутах,
и среди творчесиой интеллигенции. Показателен такои факт: неза-
долго до Октябрьских дяей известный актер О. М. Юрьев попро-
сил Анатолия Васильеяича изложить культуриую программу боль-
шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло-
долго до Октябрьских дней известный актер О. М. Орьев попро-
сил Анатолия Васильевича изложить культурную программу боль-
шевиков в кругу театральных деятелей. С альтернативой предло-
жили выступить известному кадету В. Д. Набокову, который,
однако, уклонился от доклада, признав широту планов оппонеита-
большевика.
Бесспорно, А. В. Луначарский сознательно и целеустремленно
готовился к реализации культурной программы большевиков.
И еще одним доказательством этого может служить его работа
"Культуриые задачи рабочего класса", выпущенная в 1917 году,
незадолго до Октября. В ней - концентрат взглядов А. В. Луна-
чарского на культуру и вместе с тем политическая программа.
И сегодня, 70 лет спустя, поражает глубина и зрелость его мыслей
о культуре обшечеловеческой и классовой, отношении пролета-
рната к культуриому наследию, о роли интеллигенции, о соцна-
листической культуре. Пророчески звучат слова: "В области искус-
ства пролетарнат тоже обретет своих Марксов, рядом со своими
Бебелями". И как будто сегодня+шним бурным спорам отвечает
А. В. Луначарский утвеpждением, что интернационализация куль-
туры отнюдь не предполагает уничтожения национальных моти-
вов в общечеловеческой симфонии, а лишь их более богатую
и свободную гармонизацию.
В. И. Ленин знал и высоко ценил именно эту, главную особен-
ность, определяющую своеобразие личности Анатолия Василье-
вича, и его ценность как партийного руководителя. Поэтому назна-
чение Луначарского наркомом по просвещению было одновремен-
но и закономерным, и перспективиым актом. Нарком не только
хорошо знал дело, но и умел широко мыслить и мечтать о культуре
и человеке будущего. Вот как представлял он себе подлинно обра-
зованного, интеллигентного человека в "правильном" соцналисти-
ческом обшестве: "Такой человек слышит весь концерт, который
играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливают-
ся в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же
самое время сам он играет на одном очередном инструменте,
играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство, а это
общее богатство все в целом отражается в его сознании, в его
сердце". Так Луначарский рисовал идеал в 1918 году, выступая
на открытии курсов инструкторов по внешкольному образованию.
Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к вопло-
щению замыслов, но, конечно, не мог, как и остальные члены моло-
на открытии курсов ииструкторов по внешкольному образоваиию.
Умел мечтать, выработал программу, долго готовился к вопло-
щениюзамыслов, но, конечно, ие мог, как и остальиые члены моло-
дого Советского правительства, предвидеть тех огромных трудно-
стей, с которыми им пришлось столкнуться уже в самом начале
деятельности Совнаркома.
27 октября состоялись первые два - утром и днем - заседа-
ния Совнаркома. Среди трех его решений, наряду с постановле-
нием правительства о созыве Учредительного собраиия в назначен-
ный срок и проектом Положения о рабочем контроле, был Декрет
о печати, определивший позиции Советскои власти в отношении
буржуазной печати. А первым документом наркома А. В. Луна-
чарского стало воззвание к гражданам России "О народном
просвешении", опубликованное 29 октября. В нем провозглаша-
лись общие направления просветительной деятельности: "добить-
ся в кратчайшии срок всеобщей грамотности", организация "еди-
ной для всех граждан абсолютно светской школы", поддержка вся-
ческих форм культурио-просветительного движеиия рабочих и
крестьян. Объявляя о том, что общее руководство просвещеиием
поручается виовь организуемой Государствениой комиссии по
народному просвешению, председателем которой является нарком
по просвешеиию, воззвание подчеркивало искреннее желание со-
трудничать не только с широкой обществениостью, но и с создаи-
ным после февраля Государственным комитетом по народному об-
разованию и с аппаратом бывшего министерства народного про-
свещения.
Обнародовав программу действий, нарком сразу же приступил
к формированию Государствениой комиссии по народному просве-
щению. Уже 9 ноября ее состав и функции были утверждены декре-
том ВЦИК и СНК. В комиссии было 15 отделов, в том числе по вве-
дению всеобщей грамотности, министерских учебных заведений,
дошкольного воспитания и внешкольного образования, научный,
искусств и другие. Ядро в комиссии составили большевики, рабо-
тавшие до Октября в области просвещения,- Н. К. Крупская,
П. И. Лебедев-Полянский, Л. Р. Менжинская, В. М. Боич-Бруевич,
Д. И. Лещенко, Д. А. Лазуркина, В. М. Позиер и другие. Позднее
комиссия трансформировалась в руководящий орган Наркомпро-
са - его коллегию. Оценивая в 1923 году работу Наркомпроса
и наркома, его заместитель А. Н. Покровскии отметил стабильный
состав коллегии, которая "всегда была одной из -самых дружный
коллегий", и объяснил это "личным характером" Луначарско-
го, его умением "без сбоев" вести дело, постоянно воодушевлять
коллег своим энтузиазмом. Другой заместитель наркома -
Н. К. Крупская нашла для обозначения роли Луначарского в
Наркомпросе, в том числе сpеди опытнейших партийцев, еще более
коллег своим энтузиазмом. Другой заместитель наркома -
Н. К. Крупская нашла для обозначения роли Луначарского в
Наркомпросе, в том числе среди опытнейших партийцев, еще более
важное определение. В труднейших условиях после Октября, гово-
рила она, в Наркомпросе можно было работать только при усло-
вии, что "есть человек, который знает, куда надо идти". Уже в де-
кабре 1917 года был в основном сформирован аппарат Наркомпро-
са. Таким образом, формирование советского государственного
органа по народному просвещению прошло быстро и организо-
ванно.
Трудности, с которыми встретился нарком А. В. Луначарский,
были немалые. Одни объяснялись новизной задач, отсутствием
опыта у самого Совнаркома
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|