Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

А.В. Луначарский - первый нарком просвещения - (реферат)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


натура... Я его, знаете ли,

люблю, отличный товарищ!"

Не нужно доказывать, что А. В. Луначарский с огромным ува-

жением относился к вождю партии и революции, высоко ценил его

советы, его вкусы, искренне любил его как человека. И многому,

думается, учился у Владимира Ильича. В стиле руководства

Луначарского Наркомпросом ощутимы черты сходства с руковод-

ством Ленина Совнаркомом.

Многие наркомы отмечали обстановку непринужденности, да-

же порой веселости в Совнаркоме, что прекрасно сочеталось с де-

ловитостью и четкой организацией дела. "В Совнаркоме царило

какое-то сгущенное настроение,- вспоминал Луначарский,- ка-

залось, что самое вреыя сделалось более плотным, так много фак-

тов, мыслей и решений вмещалось в каждую данную минуту".

Если организационная сторона не всегда удавалась Луначарскому-

наркому, в чем он самокритично признавался, то умение создать

атмосферу дружной, целенаправленной работы отличало его

всегда. Знакомство с протоколами Государственной комиссии по

просвещению, на заседаниях которой помимо ее членов часто при-

сутствовали приглашенные специалисты в той или ииой области

культуры, убедительно показывает талант А. В. Луначарского как

политического руководителя. Умение выслушать доводы всех сто-

рон, порои крайне противоречивые, и сделать обобшение, скон-

цеитрировать внимание на главной задаче, широкий подход к лю-

бой проблеме, чувство нового - все это проявлялось в работе

наркома, напоминая леиинский стиль руководства. Даже в том,

что заседания комиссии проходили иитересно, живо и весело,

чувствовалась перекличка с буднями Совнаркома.

Приведем пример постановки А. В. Луначарским важных про-

блем. На заседании комиссии 13 декабря 1917 года он выступил

по вопросу о реформе школы и предложил разработать "широ¦и

план реформы" на осиове такои методики: 1 ) составить критиче-

скую картину дела в России и Западнои Европе, 2) нарисовать

идеальиую картину школьного дела, 3) разработать планы-мини-

мумы его реорганизации, 4) организовать образцовые учебные

заведеиия. Такой подход, сочетающий учет мирового педагогиче-

ского наследия с современным опытом и реальными возггожностя-

ми страны, был чрезвычайно плодотвореи.

Не следует забывать, что область работы Наркомпроса в те

годы была крайне широкой - не только собствеино на¦дное

ми страны, был чрезвычайно плодотворен.

Не следует забывать, что область работы Наркомпроса в те

годы была крайне широкой - не только собственно народное

просвещение, но все отрасли культуры: театр, живопись. архитек-

тура, кино, печать, радио, библиотеки, музеи, архивы, охрана

памятпиков старины, народное творчество, клубы и другие центры

культурной самодеятельности. Суметь объединить и направить

все многообразные формы работы, имея при этом дело с миллио-

нами людей, от безграмотных крестьян до академиков, было весьма

непросто. Наркому вместе с соратниками по партии удалось с пер-

вых шагов организации нового, советского аппарата власти

выработать принципы культурной политики. И во многом эти прин-

ципы рождались непосредственно в Наркомпросе - звене ленин-

ского Совета Народиых Комиссаров.

Многие считали, да и по сей день считают Анатолия Василье-

вича чрезвычайно мягким и даже уступчивым в принципиальных

вопросах человеиом. Это неправда. Мягкость и гибкость действи-

тельно были ему свойственны, но вытекали они не только из при-

родиых черт характера, но и из глубокого уважения к личности

человека. Очень верно заметил много общавшийся с А. В. Лу-

начарским сразу после революции К. И. Жуковский: при благо-

душных и деликатных манерах Анатолия Васильевича нельзя

забывать, что "основную чеpту человеческого склада составля-

ет воинственность, воля к борьбе". Всномним и впечатление

Н. К. Крупской 1919 года - это "борец".

Подтверждения этому находим в стиле руководстяа А. В. Лу-

начарским Комиссией по просвещению - тут и бескомпромис-

сность, и принципиальность, и умение убедить в своей правоте

товарищей. Тут и коллективность в решении важных вопросов, и

дух взаимного уважения даже при острых столкновениях мнений.

Одним словом. Луначарский умел руководить подлинно демокра-

тично. Этот его опыт следует изучать и пропагандировать в наши

дни, когда мы вновь учимся жить и работать в условиях демок-

ратии.

Работа в Совнаркоме и Наркомпросе занимала много времеии.

Почти ежедневно - заседания СНК, продолжавшиеся с 5 ча-

сов вечера до ночи, а днем - работа в комиссариате, причем посе-

тители, выступления и доклады. Сначла Луначарский, как и дру-

гие комиссары, работал в Смольном. 15 ноября 1917 года Совнар-

ком предложил всем наркомам перевести свою повседневную

деятельность в порученные им ведомства. Огромное здание бывше-

го министерства народного просвещения у Чернышева моста,

вспоминала Н. К. Крупская, встретило наркома огромными пустынны-

ми комнатами, где на столах лежали неубранные бумаги, не было

никаких служащих, кроме курьеров и уборщиц. В эти дни

А. В. Луначарский обращается с прнзывами к сотрудничеству

ко всем гражданам России, "Ко всем учащимся" 15 ноября) , к ар-

тистам петроградских театров от 6 декабря), "К учащейся

молодежи" 27 февраля 1918 года) . Очень скоро и приемная

наркома, и даже его квартира наполняютя людьми разных

профессий, которые ищут у Луначарского ответа на жизнен-

но важные и общественные вопросы. Авторитет его был очень

высок, но он заключался, отмечает К. И. Жуковский, не в его

посту, а в "обаянии его образованности, в пылком увлечении

искусством, в его искрением, ненапускном уважении к людям ума

и таланта". Весь Петроград звал его Анатолием Васильевичем.

К весне 1918 года в настроениях интеллигенции обозначился

поворот к признанию и сотрудничеству с Советскои властью.

И в этом была немалая заслуга А. В. Луначарского, выступавшего

в качестве полномочного представителя Совета Народных Комис-

саров. Ои поддержал среди интеллигенции высокое звание народ-

ного комиссара.

Дадим слово его современникам. Старейший обшественный

деят¦ь и юрист, почетный академик А. Л. Кони, видавший на

своем веку немало министров, утверждал, что Анатолий Василье-

вич - лучший из министров просвещения. Молодой поэт револю-

ции В. В. Маяковский буквально вторил старому сенатору: "Ни

одна страна в мире не имеет такого министра народного просвеще-

ния". Коммунист с 1903 года, преемник Луначарского на посту

наркома просвешения А. С. Бубнов называл его, в соответствии

с терминологией тех лет, "приводным ремнем от партии к художе-

ственной интеллигенции".

Что касается языков, то напомним один лишь факт: летом

1920 года А. В. Луначарский выступал перед делегацией 11 Кон-

гресса Коминтерна на английском, французском, итальянском

и испанском языках. Кроме того, он говорил и читал на немецком,

знал латынь.

Человек энциклопедических знаний и поистине вулканической

энергии, А. В. Луначарский был глубоко творческой натурой. Это

проявлялось не только в непосредственной работе в Совнаркоме,

но далеко за ее пределами, хотя и было органически с ней связано.

Несколько сухих цифр: за 22 года литературно-публицистической

деятельности до Октября 1917 года Анатолий Васильевич опубли-

ковал 833 работы, то есть в среднем по 38 работ в год- Начиная

с 25 октября 1917 года и только в течение одного 1918 года вышли

203 работы наркома. Здесь доклады о деятельности Совнаркома

и Наркомпроса во ВCНК, на 2 Всероссийском съезде Советов.

Здесь огромное число выступлений на митингах и собраниях, где

обсуждались международные проблемы и сегодняшний день рево-

ции роль интеллигенции и пролетариата в судьбах культуры,

охрана памятников искусства и положение театров, организация

советской школы и открытие памятника Софье Перовской. Больше

всего тогда публиковались краткие отчеты о выступлениях. Быто-

вало мнение, что Анатолий Васильевич всегда говорил экспром-

том. Однажды на вопрос. как он может так хорошо выступать

без подготовки, нарком ответил: "То есть как без подготовки?

Я к

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»