←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
натура... Я его, знаете ли,
люблю, отличный товарищ!"
Не нужно доказывать, что А. В. Луначарский с огромным ува-
жением относился к вождю партии и революции, высоко ценил его
советы, его вкусы, искренне любил его как человека. И многому,
думается, учился у Владимира Ильича. В стиле руководства
Луначарского Наркомпросом ощутимы черты сходства с руковод-
ством Ленина Совнаркомом.
Многие наркомы отмечали обстановку непринужденности, да-
же порой веселости в Совнаркоме, что прекрасно сочеталось с де-
ловитостью и четкой организацией дела. "В Совнаркоме царило
какое-то сгущенное настроение,- вспоминал Луначарский,- ка-
залось, что самое вреыя сделалось более плотным, так много фак-
тов, мыслей и решений вмещалось в каждую данную минуту".
Если организационная сторона не всегда удавалась Луначарскому-
наркому, в чем он самокритично признавался, то умение создать
атмосферу дружной, целенаправленной работы отличало его
всегда. Знакомство с протоколами Государственной комиссии по
просвещению, на заседаниях которой помимо ее членов часто при-
сутствовали приглашенные специалисты в той или ииой области
культуры, убедительно показывает талант А. В. Луначарского как
политического руководителя. Умение выслушать доводы всех сто-
рон, порои крайне противоречивые, и сделать обобшение, скон-
цеитрировать внимание на главной задаче, широкий подход к лю-
бой проблеме, чувство нового - все это проявлялось в работе
наркома, напоминая леиинский стиль руководства. Даже в том,
что заседания комиссии проходили иитересно, живо и весело,
чувствовалась перекличка с буднями Совнаркома.
Приведем пример постановки А. В. Луначарским важных про-
блем. На заседании комиссии 13 декабря 1917 года он выступил
по вопросу о реформе школы и предложил разработать "широ¦и
план реформы" на осиове такои методики: 1 ) составить критиче-
скую картину дела в России и Западнои Европе, 2) нарисовать
идеальиую картину школьного дела, 3) разработать планы-мини-
мумы его реорганизации, 4) организовать образцовые учебные
заведеиия. Такой подход, сочетающий учет мирового педагогиче-
ского наследия с современным опытом и реальными возггожностя-
ми страны, был чрезвычайно плодотвореи.
Не следует забывать, что область работы Наркомпроса в те
годы была крайне широкой - не только собствеино на¦дное
ми страны, был чрезвычайно плодотворен.
Не следует забывать, что область работы Наркомпроса в те
годы была крайне широкой - не только собственно народное
просвещение, но все отрасли культуры: театр, живопись. архитек-
тура, кино, печать, радио, библиотеки, музеи, архивы, охрана
памятпиков старины, народное творчество, клубы и другие центры
культурной самодеятельности. Суметь объединить и направить
все многообразные формы работы, имея при этом дело с миллио-
нами людей, от безграмотных крестьян до академиков, было весьма
непросто. Наркому вместе с соратниками по партии удалось с пер-
вых шагов организации нового, советского аппарата власти
выработать принципы культурной политики. И во многом эти прин-
ципы рождались непосредственно в Наркомпросе - звене ленин-
ского Совета Народиых Комиссаров.
Многие считали, да и по сей день считают Анатолия Василье-
вича чрезвычайно мягким и даже уступчивым в принципиальных
вопросах человеиом. Это неправда. Мягкость и гибкость действи-
тельно были ему свойственны, но вытекали они не только из при-
родиых черт характера, но и из глубокого уважения к личности
человека. Очень верно заметил много общавшийся с А. В. Лу-
начарским сразу после революции К. И. Жуковский: при благо-
душных и деликатных манерах Анатолия Васильевича нельзя
забывать, что "основную чеpту человеческого склада составля-
ет воинственность, воля к борьбе". Всномним и впечатление
Н. К. Крупской 1919 года - это "борец".
Подтверждения этому находим в стиле руководстяа А. В. Лу-
начарским Комиссией по просвещению - тут и бескомпромис-
сность, и принципиальность, и умение убедить в своей правоте
товарищей. Тут и коллективность в решении важных вопросов, и
дух взаимного уважения даже при острых столкновениях мнений.
Одним словом. Луначарский умел руководить подлинно демокра-
тично. Этот его опыт следует изучать и пропагандировать в наши
дни, когда мы вновь учимся жить и работать в условиях демок-
ратии.
Работа в Совнаркоме и Наркомпросе занимала много времеии.
Почти ежедневно - заседания СНК, продолжавшиеся с 5 ча-
сов вечера до ночи, а днем - работа в комиссариате, причем посе-
тители, выступления и доклады. Сначла Луначарский, как и дру-
гие комиссары, работал в Смольном. 15 ноября 1917 года Совнар-
ком предложил всем наркомам перевести свою повседневную
деятельность в порученные им ведомства. Огромное здание бывше-
го министерства народного просвещения у Чернышева моста,
вспоминала Н. К. Крупская, встретило наркома огромными пустынны-
ми комнатами, где на столах лежали неубранные бумаги, не было
никаких служащих, кроме курьеров и уборщиц. В эти дни
А. В. Луначарский обращается с прнзывами к сотрудничеству
ко всем гражданам России, "Ко всем учащимся" 15 ноября) , к ар-
тистам петроградских театров от 6 декабря), "К учащейся
молодежи" 27 февраля 1918 года) . Очень скоро и приемная
наркома, и даже его квартира наполняютя людьми разных
профессий, которые ищут у Луначарского ответа на жизнен-
но важные и общественные вопросы. Авторитет его был очень
высок, но он заключался, отмечает К. И. Жуковский, не в его
посту, а в "обаянии его образованности, в пылком увлечении
искусством, в его искрением, ненапускном уважении к людям ума
и таланта". Весь Петроград звал его Анатолием Васильевичем.
К весне 1918 года в настроениях интеллигенции обозначился
поворот к признанию и сотрудничеству с Советскои властью.
И в этом была немалая заслуга А. В. Луначарского, выступавшего
в качестве полномочного представителя Совета Народных Комис-
саров. Ои поддержал среди интеллигенции высокое звание народ-
ного комиссара.
Дадим слово его современникам. Старейший обшественный
деят¦ь и юрист, почетный академик А. Л. Кони, видавший на
своем веку немало министров, утверждал, что Анатолий Василье-
вич - лучший из министров просвещения. Молодой поэт револю-
ции В. В. Маяковский буквально вторил старому сенатору: "Ни
одна страна в мире не имеет такого министра народного просвеще-
ния". Коммунист с 1903 года, преемник Луначарского на посту
наркома просвешения А. С. Бубнов называл его, в соответствии
с терминологией тех лет, "приводным ремнем от партии к художе-
ственной интеллигенции".
Что касается языков, то напомним один лишь факт: летом
1920 года А. В. Луначарский выступал перед делегацией 11 Кон-
гресса Коминтерна на английском, французском, итальянском
и испанском языках. Кроме того, он говорил и читал на немецком,
знал латынь.
Человек энциклопедических знаний и поистине вулканической
энергии, А. В. Луначарский был глубоко творческой натурой. Это
проявлялось не только в непосредственной работе в Совнаркоме,
но далеко за ее пределами, хотя и было органически с ней связано.
Несколько сухих цифр: за 22 года литературно-публицистической
деятельности до Октября 1917 года Анатолий Васильевич опубли-
ковал 833 работы, то есть в среднем по 38 работ в год- Начиная
с 25 октября 1917 года и только в течение одного 1918 года вышли
203 работы наркома. Здесь доклады о деятельности Совнаркома
и Наркомпроса во ВCНК, на 2 Всероссийском съезде Советов.
Здесь огромное число выступлений на митингах и собраниях, где
обсуждались международные проблемы и сегодняшний день рево-
ции роль интеллигенции и пролетариата в судьбах культуры,
охрана памятников искусства и положение театров, организация
советской школы и открытие памятника Софье Перовской. Больше
всего тогда публиковались краткие отчеты о выступлениях. Быто-
вало мнение, что Анатолий Васильевич всегда говорил экспром-
том. Однажды на вопрос. как он может так хорошо выступать
без подготовки, нарком ответил: "То есть как без подготовки?
Я к
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|