Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

А.В. Луначарский - первый нарком просвещения - (реферат)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


к этому готовился всю жизнь". И продолжал готовиться. Все

близко знавщие Луначарского люди поражались его громадной

работоспособности - до 17-18 часов в сутки.

Даже в самые трудные, первые месяцы работы, когда все

приходилось делать впервые, А. В. Луначарский находил время

написать брошюры об А. Н. Радищеве и К. Марксе к столетию со

дня его рождеиия), некрологи ушедшим из жизни революционе-

рам - Г. В. Плеханову, М. С. Урицкому, В. Володарскому. Мимо

него не прошли ни постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова

"Сказание о невидимом граде Китеже" в Мариинском театре, ни

выход в свет очередного тома полного собрания сочинений

А. П. Чехова. Нарком пишет предисловня к кииге К. Каутского,

хрестоматии футуристов "Ржаное поле" и к монографии К. И. Жу-

ковского об американском поэте Битмене. Он создает драму для

чтения "Фауст и город", пеpеводит с французского,"Письмо к рус-

ским революционерам" Р. Роллана. Все это только в 1918 году. ¦ -

Пишущий для театра драмы нарком, как ни кто другой, ценил

все многообразие доставшегося трудовому народу культурного

наследства, понимая вместе с тем реальную опасность утрат при

неумении или нежелании правильно воспользоваться этим богат-

ством. Еше до Октября он писал, что даже среди соцналистов есть

люди, провозглашающие "Долой буржуазную культуру!". Первые

же меры Петроградского военно-революционного комитета и Сов-

наркома по охране Зимнего дворца, музеев, дворцов император-

ской фамилии и всех их художественных ценностей стали свое-

образным камертоном в деятельности А. В. Луначарского. Изве-

стны его приказы - благодарности красногвардейцам, охраняв-

шим Зимний, и тем дворцовым служащим, которые в ночь на

2б октября остались на своих постах. С другои сторопы, он обра-

тился к ученым и художественной интеллигенции и с их помошью

уже в ноябре 1917 года организовал при Наркомпросе коллегию

по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Такая

же организация возникла и в Москве. Анатолий Васильевич

привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,

В. А. Жуко, И. А. Фомина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра. В. П. Зубо-

же организация возникла и в Москве. Анатолий Васильевич

привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,

В. А. Жуко, И. А. Ломина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра, В. П. Зубо-

ва и многих других видных деятелеи культуры. Уже 9 декабря

1917 года Совнарком принял постановление ассигновать Нарком-

просу средства на охрану дворцов и музеев. 1918 год ознаменовал-

ся началом реставрации памятников Кремля. принятием 10 марта

постановления об организации Комиссии по охране художествен-

ных и исторических ценностеи, декрета 5 октября об учете и охране

памятников искусства, находящихся во владении частных лиц,

обществ и учреждений.

Письмо наркома в Александринский театр в начале декабря

1917 года начиналось словами: "Занятый сложными делами по

охране дворцов и музеев Республики..." Но в это же время необ-

ходимо было срочно спасать театры, потому что некоторые горячие

головы считали их ненужной буржуазной роскошью, И нарком

спешил в театры, помогал художникам и архитекторам, обсуждал

с Александром Блоком планы издания русских классиков... "Если

бы не было этого заботливого глаза, многое, несомненно, погиб-

ло бы в вихре соцнального переворота" - так оценила роль

А. В. Луначарского в сохранении русского искусства и его выдаю-

щихся деятелей редакционная коллегия жуpнала "Народное про-

свещение" в статье о наркоме "Десять лет несменно на посту.

Если значительны заслуги А. В. Луначарского в привлечении

интеллигенции на сторону Советской власти, то его отношение

к проблеме культурного наследства тем более можно считать

историческим достижением. По существу, и в теории, и на практике

Луначарский заложил основы подлинно марксистского, то есть

уважительного и бережного, отношения к культурному наследию,

которое сказывалось на протяжении первого советского десяти-

летия.

О деятельности и роли А. В. Луначарского немало писали и

еще больше говорили и его современники и потомки. Это понятно:

яркая, неординарная личность всегда привлекает внимание и вы-

зывает споры. При этом вырисовываются своего рода закономер-

ности. Первые шаги наркома, первые годы его деятельности, пожа-

луй, всеми оценивались положительно, часто даже восторженно.

Это как раз тот исторический отрезок работы Совнаркома, о кото-

ром говорнт данная книга.

В начале 20-х годов прозвучала критика работы А. В. Луначар-

ского и Наркомпроса со стороиы В. И. Ленина - критика конст-

руктивная и доброжелательная, пронизанная заботой об улучше-

нии деятельности Наркомпроса в условиях все усложнявшихся

культурных задач превращения России нэповской в Россию социа-

листическую. При этом Владимиp Ильич всячески оберегал Лу-

начарского от засилья чисто административной работы, помогая

тем самым более полному раскрытию творческих возможностей

Анатолия Васильевича.

Тогда же начались и не прекращаются по сей день споры о

личных художественных пристрастиях и вкусах первого наркома

по просвещению. Их поднимают сегодня и противники авангарда

в искусстве. Думается, что здесь совершается первая несправед-

ливость по отношению к А. В. Луначарскому. Деятели искусства

левого направления - художники, скульпторы, актеры - первы-

ми приветствовали победу соцналистической революции и протя-

нули руку сотрудничества Советскому правительству. Как госу-

дарственный деятель, как нарком просвещения, Луначарский

принял эту помощь - она нужна была стране, ее культуре.

В этом, а не в личных вкусах причина назначения на ответственные

посты в Наркомпросе художника Д. П. Итеренберга, В. Э. Мей-

ерхольда, поддержки иекоторых футуристов, скульпторов и худож-

ников авангарда. Борьба различных течений - от реалистических

до авангардистских - во всех областях культуры - закономер-

ное явление начала ХХ века И прав был первый советский нарком,

давая возггожность, всем - этим направлениям самовыразиться.

"Луначарский издавал левых и Пушкина, предвидя будущее" -

так кратко, но точно выразили писатели-совpеменики Анато-

лия Васильевича его ширину, подлинно демокpатический подход

к сложным проблемам искусства.

Но по отношению к А. В. Луначарскому была допущгена и дру-

гая, еще большая неспpаведливость. Он не был репрессирован,

как многие его коллеги по первому составу Совнаркома,- он

рано умер. Однако устранение его с поста наркома в 1929 году

иельзя, по-видимому, объяснить только состоянием здоровья. Этот

вопрос предстоит еще исследовать. Бесспорно другое - после

смерти А. В. Луначарского издание его работ прекратилось на

долгую четверть века. Огромное творческое наследие марксиста-

ленинца оказалось за бортом, а роль А. В. Луначарского как

государственного и партийного деятеля путем длительного замал-

чивания была искажена.

Возвращение А. В. Луначарского к нам началось в 50-е годы,

оно продолжается и, надо думать, ускорится, ибо открываются

новые возможиости более глубокого и объективного анализа

опубликованных и неопубликованных материалов жизни и дея-

тельности Анатолия Васильеаича. Важно только не терять за

деревьями леса, ие делать общих выводов из отдельных просчетов

а они, конечно, были у Луначарского), а помнить об историче-

ской роли первопроходцев - первых народных комиссаров, кото-

рую они достойно выполняли в труднейших условиях.

Самим ходом революции - гражданской войной, нищетой и

разрухой в результате почти восьми лет кровопролития, начиная

с 1917 года, первоочередностью задач восстановления народного

хозяйства и организации нового государственного устройства -

культурный фронт "Мы тоже на фронте, мы тоже ведем борьбу,

мы тоже защищаем Октябрь",- писал Луначарский в 1927 году)

был отодвинут на задний план. На просвещение и культуру не

хватало средств. Произошел отток квалифицированных кадров

в области культуры и науки в результате эмиграции из Советской

России. Только с учетом всех этих факторов можно правильно

оцеиить сделанное Наркомпросом

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»