←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
к этому готовился всю жизнь". И продолжал готовиться. Все
близко знавщие Луначарского люди поражались его громадной
работоспособности - до 17-18 часов в сутки.
Даже в самые трудные, первые месяцы работы, когда все
приходилось делать впервые, А. В. Луначарский находил время
написать брошюры об А. Н. Радищеве и К. Марксе к столетию со
дня его рождеиия), некрологи ушедшим из жизни революционе-
рам - Г. В. Плеханову, М. С. Урицкому, В. Володарскому. Мимо
него не прошли ни постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова
"Сказание о невидимом граде Китеже" в Мариинском театре, ни
выход в свет очередного тома полного собрания сочинений
А. П. Чехова. Нарком пишет предисловня к кииге К. Каутского,
хрестоматии футуристов "Ржаное поле" и к монографии К. И. Жу-
ковского об американском поэте Битмене. Он создает драму для
чтения "Фауст и город", пеpеводит с французского,"Письмо к рус-
ским революционерам" Р. Роллана. Все это только в 1918 году. ¦ -
Пишущий для театра драмы нарком, как ни кто другой, ценил
все многообразие доставшегося трудовому народу культурного
наследства, понимая вместе с тем реальную опасность утрат при
неумении или нежелании правильно воспользоваться этим богат-
ством. Еше до Октября он писал, что даже среди соцналистов есть
люди, провозглашающие "Долой буржуазную культуру!". Первые
же меры Петроградского военно-революционного комитета и Сов-
наркома по охране Зимнего дворца, музеев, дворцов император-
ской фамилии и всех их художественных ценностей стали свое-
образным камертоном в деятельности А. В. Луначарского. Изве-
стны его приказы - благодарности красногвардейцам, охраняв-
шим Зимний, и тем дворцовым служащим, которые в ночь на
2б октября остались на своих постах. С другои сторопы, он обра-
тился к ученым и художественной интеллигенции и с их помошью
уже в ноябре 1917 года организовал при Наркомпросе коллегию
по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Такая
же организация возникла и в Москве. Анатолий Васильевич
привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,
В. А. Жуко, И. А. Фомина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра. В. П. Зубо-
же организация возникла и в Москве. Анатолий Васильевич
привлек к этому благородному делу А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря,
В. А. Жуко, И. А. Ломина, И. А. Орбели, Н. Я. Марра, В. П. Зубо-
ва и многих других видных деятелеи культуры. Уже 9 декабря
1917 года Совнарком принял постановление ассигновать Нарком-
просу средства на охрану дворцов и музеев. 1918 год ознаменовал-
ся началом реставрации памятников Кремля. принятием 10 марта
постановления об организации Комиссии по охране художествен-
ных и исторических ценностеи, декрета 5 октября об учете и охране
памятников искусства, находящихся во владении частных лиц,
обществ и учреждений.
Письмо наркома в Александринский театр в начале декабря
1917 года начиналось словами: "Занятый сложными делами по
охране дворцов и музеев Республики..." Но в это же время необ-
ходимо было срочно спасать театры, потому что некоторые горячие
головы считали их ненужной буржуазной роскошью, И нарком
спешил в театры, помогал художникам и архитекторам, обсуждал
с Александром Блоком планы издания русских классиков... "Если
бы не было этого заботливого глаза, многое, несомненно, погиб-
ло бы в вихре соцнального переворота" - так оценила роль
А. В. Луначарского в сохранении русского искусства и его выдаю-
щихся деятелей редакционная коллегия жуpнала "Народное про-
свещение" в статье о наркоме "Десять лет несменно на посту.
Если значительны заслуги А. В. Луначарского в привлечении
интеллигенции на сторону Советской власти, то его отношение
к проблеме культурного наследства тем более можно считать
историческим достижением. По существу, и в теории, и на практике
Луначарский заложил основы подлинно марксистского, то есть
уважительного и бережного, отношения к культурному наследию,
которое сказывалось на протяжении первого советского десяти-
летия.
О деятельности и роли А. В. Луначарского немало писали и
еще больше говорили и его современники и потомки. Это понятно:
яркая, неординарная личность всегда привлекает внимание и вы-
зывает споры. При этом вырисовываются своего рода закономер-
ности. Первые шаги наркома, первые годы его деятельности, пожа-
луй, всеми оценивались положительно, часто даже восторженно.
Это как раз тот исторический отрезок работы Совнаркома, о кото-
ром говорнт данная книга.
В начале 20-х годов прозвучала критика работы А. В. Луначар-
ского и Наркомпроса со стороиы В. И. Ленина - критика конст-
руктивная и доброжелательная, пронизанная заботой об улучше-
нии деятельности Наркомпроса в условиях все усложнявшихся
культурных задач превращения России нэповской в Россию социа-
листическую. При этом Владимиp Ильич всячески оберегал Лу-
начарского от засилья чисто административной работы, помогая
тем самым более полному раскрытию творческих возможностей
Анатолия Васильевича.
Тогда же начались и не прекращаются по сей день споры о
личных художественных пристрастиях и вкусах первого наркома
по просвещению. Их поднимают сегодня и противники авангарда
в искусстве. Думается, что здесь совершается первая несправед-
ливость по отношению к А. В. Луначарскому. Деятели искусства
левого направления - художники, скульпторы, актеры - первы-
ми приветствовали победу соцналистической революции и протя-
нули руку сотрудничества Советскому правительству. Как госу-
дарственный деятель, как нарком просвещения, Луначарский
принял эту помощь - она нужна была стране, ее культуре.
В этом, а не в личных вкусах причина назначения на ответственные
посты в Наркомпросе художника Д. П. Итеренберга, В. Э. Мей-
ерхольда, поддержки иекоторых футуристов, скульпторов и худож-
ников авангарда. Борьба различных течений - от реалистических
до авангардистских - во всех областях культуры - закономер-
ное явление начала ХХ века И прав был первый советский нарком,
давая возггожность, всем - этим направлениям самовыразиться.
"Луначарский издавал левых и Пушкина, предвидя будущее" -
так кратко, но точно выразили писатели-совpеменики Анато-
лия Васильевича его ширину, подлинно демокpатический подход
к сложным проблемам искусства.
Но по отношению к А. В. Луначарскому была допущгена и дру-
гая, еще большая неспpаведливость. Он не был репрессирован,
как многие его коллеги по первому составу Совнаркома,- он
рано умер. Однако устранение его с поста наркома в 1929 году
иельзя, по-видимому, объяснить только состоянием здоровья. Этот
вопрос предстоит еще исследовать. Бесспорно другое - после
смерти А. В. Луначарского издание его работ прекратилось на
долгую четверть века. Огромное творческое наследие марксиста-
ленинца оказалось за бортом, а роль А. В. Луначарского как
государственного и партийного деятеля путем длительного замал-
чивания была искажена.
Возвращение А. В. Луначарского к нам началось в 50-е годы,
оно продолжается и, надо думать, ускорится, ибо открываются
новые возможиости более глубокого и объективного анализа
опубликованных и неопубликованных материалов жизни и дея-
тельности Анатолия Васильеаича. Важно только не терять за
деревьями леса, ие делать общих выводов из отдельных просчетов
а они, конечно, были у Луначарского), а помнить об историче-
ской роли первопроходцев - первых народных комиссаров, кото-
рую они достойно выполняли в труднейших условиях.
Самим ходом революции - гражданской войной, нищетой и
разрухой в результате почти восьми лет кровопролития, начиная
с 1917 года, первоочередностью задач восстановления народного
хозяйства и организации нового государственного устройства -
культурный фронт "Мы тоже на фронте, мы тоже ведем борьбу,
мы тоже защищаем Октябрь",- писал Луначарский в 1927 году)
был отодвинут на задний план. На просвещение и культуру не
хватало средств. Произошел отток квалифицированных кадров
в области культуры и науки в результате эмиграции из Советской
России. Только с учетом всех этих факторов можно правильно
оцеиить сделанное Наркомпросом
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|