Великий поэт и мыслитель, государственный деятель. Полное его имя Низамиддин Мир Алишер. Писал стихи под псевдонимами Навои (в произведениях на чагатайском языке (староузбекском языке) и Фани (в персидских произведениях)). Является самой крупной фигурой узбекской литературы, которая на Западе именуется как чагатайская литература. Да и во всех литературах тюркских народов нет крупнее его фигуры. Навои родился в г. Хирате и основную часть своей жизни провел в этом городе. Его родители были в близких отношениях с тимуридами. Сам Навои с детства дружил с будущим правителем Хорасана (Трансоксания) Хусайном Байкара (1469-1506). С 10-12 лет стал сочинять стихи. По сведениям современника историка Хандамира (1473-76-1534), известный узбекский поэт Лутфи (1369-1465) в свои пожилые годы встречается с ребенком - Навои и высоко оценивает его поэтический талант.
В течение своей жизни Навои посещает различные страны мусульманского Востока, встречается с именитыми личностями своей эпохи. Развивает свое поэтическое мастерство. В 1464-65гг. поклонники творчество Навои готовят первый его сборник стихов (диван). Данный факт показывает, что к этому времени Навои уже стал знаменитым как поэт. До 1469г. – в годы внутренних междоусобиц тимуридов, Навои был вынужден жить далеко от его родного города – Хирата.
В 1469 тимурид Хусайн Байкара захватывает г. Хират и становится правителем Хорасана. С этого времени начинается новый этап в жизни Навои. Он активно участвует в политической жизни страны. В этом же году правитель Хорасана назначает Навои на должность хранителя печати государства (мухрдар). В 1472 году визиром. Он при своей должности оказывает большую помощь культурной и научной интеллигенции страны. Становится хозяином большого имущества. В 1480 годы за свой счет в Хирате и в других регионах страны строит несколько медресе, 40 рабатов (остановка для путников) 17 масджидов, 10 суфийских приютов (ханаках), 9 баней, 9 мостов... Кроме того, он осуществляет много дел в пользу народу. Но положительная деятельность Навои на благо народа не нравится окружению правителя из дворца. Они добиваются испортить отношение Навои и Хусайна Байкары. В последствии Навои освобождают от занимаемой должности и отправляют в 1487г. в г. Астрабад в качестве его главы. Здесь он проживает в течение двух лет, и только после прожитого срока Х. Байкара разрешает ему вернутся в Хират. И предлагает ему занять должность в правительстве, но Навои отказывается. Несмотря на это Х. Байкара дает ему должность приближенного султана-правителя («мукарраби хазрати султани»). По этой должности Навои имел право участвовать в решении всех государственных дел.
С этого времени начинается новая эпоха в жизни поэта, он больше занимается творчеством. Основная часть его произведений создана именно, начиная с этого периода до конца его жизни. Навои жил и творил в последние годы правления тимуридов (1370-1506). Поэтому в его произведениях силен общественный дух, насущные проблемы эпохи. В 1490-1501 годы Навои создал самые основные лирические, общественно-философские и научные произведения. Творчество Алишера Навои и по объему огромен. Объем шести его поэм составляют около 60000 строк (мисра). В 1483-85 годы Навои создал произведение «Хамса» («Пятерица»), состоящий из следующих поэм: «Хайрат ал-абрар»(«Смятение праведных»), «Фархад ва Ширин», «Лайли ва Мажнун», «Сабъаи сайяр»(«Семь планет»), «Садди Искандари» («Стена Искандара»). Они были созданы на основе традиции хамсаписания - создания пятерицы (пять поэм). Произведение Навои «Хамса» является первым произведением в данном жанре созданный на тюркском языке. Он доказывает, что и на тюркском языке можно создать такое объемное произведение. И в действительности, Навои стремится доказать, что и на чагатайском (староузбекском) языке можно создать произведение, которое может стоять на одном уровне с произведением из персидско-таджикской литературы. И он вполне доказывает это через свою пятерицу. Навои пробует силы почти во всех распространенных жанрах литературы мусульманского Востока и показывает, что он имеет свой голос, стиль.
Свои суфийские взгляды Навои выражает в поэмах «Лайли ва Мажнун», «Фархад и Ширин», «Хайрат ал-абрар». Суфийская тематика в его поэмах поднимается на общефилософский уровень. Одновременно, в данных поэмах в повестку дня ставятся злободневные мирские проблемы через гуманистические взгляды поэта. В двух других поэмах из «Хамса» Навои – «Сабъаи сайяр» и «Садди Искандари» на первое место выходит проблемы связанные с правителем. Как известно, Навои был близок ко двору тимуридов и имел возможность как-то повлиять на правителя и друга Хусайн Байкару. И поэтому в упомянутых поэмах Навои выразил идеи, предусмотренные к Х. Байкаре: непостоянность мира и царского трона; обязанности правителя в отношении к своему народу... В традиции хамсаписания «Хамса» Алишер Навои отличается своей общественным и политическим характером, оригинальностью. Абд ар-Рахман Джами (1414-1492) прочитав «Хамса» Навои оценил его очень высоко.
По своему общественному и художественному значению «Хамса» Навои имела большое место в Средней Азии. Её много переписывали. В настоящее время мы имеем много списков «Хамса» или отдельных поэм из неё. Только в фондах Институте востоковедения академии наук Республики Узбекистан им. Абу Райхан Бируни хранятся 166 рукописей, переписанных в XV-XXвв., и имеющих все пять или некоторые поэмы из пятерицы. Из них 84 списков имеют все пять поэм. Изучение распространение и количество списков «Хамса» Навои показывает, что она имела особое место в интеллектуальной жизни Средней Азии.
А в поэме Навои «Лисан ал-тайр» («Язык птиц») (1499) были выражены квинтэссенция его общественно-философских взглядов, суфийские воззрения.
В течение всей жизни Навои создал огромное количество лирических произведений. Он в 1498 году окончил составление сборника всех его стихов, и создал четыре дивана-сборника под названием «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»). Все стихи из данного сборника имеют объем более 50000 строк. При этом Навои написал стихи в 16 жанрах из существующих 21 жанров литературы мусульманского Востока. Навои собрал свои стихи, написанные на персидском языке, под названием «Дивани Фани». Он хотел соревноваться и с персидскими поэтами. Если посчитать только количество стихов написанных в жанре газал из вышеупомянутых сборников, то их объем составляет 3150 единиц. Можно утверждать, что Навои имеет центральное место, хотя бы, количеством созданных им стихов. Кроме того, Навои собрал свои касиды на персидском языке и создал два сборника: «Ситтаи зарурия» («Шесть необходимостей») и «Фусули арбаа» («Четыре сезона года»).
Алишер Навои через свою поэзию возвел узбекскую (чагатайскую) литературу в новый высокий ранг. Его лирика по обширности тематики и разнообразию жанров намного превосходит узбекскую литературу до него. Он и в лирике, и в поэмах выразил актуальные мирские и духовные, суфийские вопросы.
После приобретения независимости Узбекистана (1991) произведения Навои стали более обширно изучаться с точки зрении ислама и суфизма. Впервые были опубликованы религиозные произведения Навои: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат» («Мольба к Богу»). Был опубликован более полный текст суфийского прозаического произведения «Насаим ал-мухаббат» («Дуновения любви»), где даются сведения о 750 суфийских шейхах.
Навои создал и научные произведения. К их числу можно отнести произведения о сопоставлении персидских и тюркских языков «Мухакамат ал-лугатайн» («Спор двух языков») (1499); по литературоведению «Маджалис ал-нафаис» («Собрание утонченных»), по теории аруза «Мезан ал-авзан» («Весы размеров»), по теории жанра муамма (шарада) «Муфрадат». Кроме этого, он создал трактаты на историческую тематику «Тарихи мулуки Аджам» («История иранских царей»), «Тарихи анбия ва хукама» («История пророков и мудрецов»). Собрал свои художественные письма в сборник «Муншаат». Его мемуаристика: жизнеописание Абд Ар-Рахмана Джами - «Хамсат ал-мутахаййирин» («Пятерица смятенных») (1494), «Халати Саййид Хасан Ардашер» («Жизнеописание Саййид Хасан Ардашера»), «Халати Пахлаван Мухаммад» («Жизнеописание Пахлаван Мухаммада»). Самым последним произведением Навои является «Махбуб ал-кулуб» (1500). В нем выражены его самые последние, наивысшие взгляды на общество и политику.
Как видно наследие Навои по тематике и по жанру разнообразен. Его произведения с ХVв. и по сей день служат развитию узбекской литературы. Веками его произведения являлись объектом подражания и воодушевления.
Этого можно наблюдать и в сотнях рукописях Навои, переписанных в течение более 500 лет. Например, только в фонде №3 Института востоковедения АН РУз. хранятся 254 рукописных списков 24-х произведений Навои. В течение 1879-1917 годов произведения Навои были напечатаны в 22 названиях в 18 литографиях Средней Азии более 70 раз. Данные показатели являются одними из самыми высокими для поэта из тюркской литературной среды. Только один перечень переписчиков произведения Навои может составлять брошюру. В 20 веке было опубликован 15 томов произведений Навои на узбекском языке, на русском языке было издано 10 томов его произведений. С 1987 года началось издание его полного собрания сочинений в 20 томах.
Алишер Навои
(1441-1501г.)
|
|