Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Альбрехт Дюрер

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Московский ордена Дружбы народов

Государственный Лингвистический университет

Кафедра мировой культуры

Альбрехт Дюрер

Реферат по культурологии

Научный руководитель:

д.ф.н., доц.

Темкин Виктор Александрович

Москва 1996

Оглавление

Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера 3

Исследования и систематизация произведений Альбрехта Дюрера 17

Литература 21

Общий обзор творчества Альбрехта Дюрера

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым ху-дожником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немец-ким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычай-ная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют по-ставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрож-дения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм Роттердам-ский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника: “Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! Тень, свет, блеск, вы-ступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своею гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаим-ное соответствие. Чего только ни изображает он, даже то, что невозможно изобразить - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, нако-нец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. Все это он с таким искусством передает точнейшими штрихами и притом только чер-ными, что ты оскорбил бы произведение, если бы пожелал внести в него краски...”

Творческое развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях се-верного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные социальные и политические события. Они были проявлением различных форм антифеодальной борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого го-сударства, за освобождение человека от феодального гнета и пут средневекового мышления. Это широкое движение получило название Реформации. Реформация спо-собствовала подъему всех прогрессивных сил в стране и одновременно с этим - ярко-му расцвету искусства.

Большое влияние на развитие культуры в Германии оказала Италия и, в пер-вую очередь, итальянский гуманизм. Проникавшие с юга произведения античных, римских авторов, труды итальянских ученых получили широкое распространение. К началу 16 века в крупных городах Германии существовали гуманистические кружки, пропагандировавшие классическую литературу и искусство. Под их влиянием пере-довые немецкие художники, в творчестве которых все еще были сильны традиции готики, начинали осваивать достижения итальянских мастеров эпохи Возрождения. Основное внимание сосредоточивалось на изучении законов перспективы и пропор-ций человеческого тела.

Получив первые художественные навыки в семье отца - золотых и серебряных дел мастера, познав тайны живописного мастерства и искусства ксилографии у круп-нейшего нюренбергского художника Михаэля Вольгемута, Дюрер сохранил на всю жизнь привязанность к разным видам искусства.

Драматические события эпохи, свидетелем которых он являлся, нашли отра-жение в его гравюрах на дереве. Вместе с тем в гравюрах на меди художник работал над созданием гармоничного образа, близкого итальянским гуманистическим идеа-лам. Эти две грани творчества существовали параллельно, оказывая друг на друга взаимное влияние. Свое воплощение они нашли в разных техниках и предназнача-лись для разного зрителя. Гравюра на дереве, близкая народным картинкам и иллю-страциям, была понятнее народу и выпускалась для него. Резцовая гравюра на меди, возникшая в профессиональной среде ювелиров, позволяла решать специфически художественные проблемы и была рассчитана на зрителей, более подготовленных к восприятию искусства.

Всю жизнь художник одновременно занимался гравюрой в двух разных техни-ках. Но начал он с ксилографии. Предполагают, что, еще путешествуя по стране, мо-лодой Дюрер принял участие в создании рисунков для гравюр к известным изданиям 15 века, в том числе, к “Кораблю дураков” Себастьяна Бранта, немецкого сатирика (1458-1521). (В конце 15 - начале 16 века в работе над ксилографией принимали уча-стие и художник, создавший рисунок для гравюры, и резчик по дереву. В связи с этим качество гравюры зависело от таланта и мастерства обоих. Дюрер был первым, кто содержал в своей мастерской резчиков, им же обученных, которые строго выполняли требования мастера.)

Уже первые ксилографии гравера, выполненные в Нюрнберге, качественно и стилистически отличались от всего, что было создано до него. Но, тем не менее, оче-видны и влияния, которые испытывал начинающий мастер. Это, прежде всего, воз-действие немецкой ксилографии 15 века с ее ярко выраженным декоративным нача-лом, а также искусства итальянских граверов, произведения которых в то время часто попадали в Нюрнберг и в мастерскую Вольгемута.

Те сведения об Италии, которые получал художник от окружающих его людей, способствовали развитию у него особого интереса к этой стране. Именно поэтому, едва став самостоятельным художником, в 1494 году он едет в Италию, где в первую очередь копирует монументальные работы и гравюры Мантеньи - одного из круп-нейших мастеров в итальянском Возрождении. Под его влиянием в ранних ксилогра-фиях Дюрера проявляется тяга к монументальности и героичности.

Уже в начале творческого пути художник проявляет большой интерес к обна-женному человеческому телу. Но если в резцовой гравюре он начинает планомерно изучать строение и пропорции человека, стремится постичь и передать пластику тела, то в ксилографии “Мужская купальня” на первый план выступает движение, динами-ка линий, которые в последующих гравюрах, таких как “Геркулес”, “Самсон”, будут передавать напряженность схватки, страсть борьбы.

По сравнению с упрощенными декоративными гравюрами 15 дека, в произве-дениях Дюрера усложняется не только содержание, но и значительно расширяются выразительные возможности техники ксилографии. Весь ее изобразительный строй неразрывно связывается теперь с характером композиции. Так, сложный узор зави-вающихся в тугие кольца линий в гравюре “Самсон” соответствует закрученной в клубок композиции, в которой сплелись тело человека и льва. Линия становится но-сителем эмоциональной выразительности и экспрессивности образа. Дюрер, видимо сам пробовал резать. Только этим можно объяснить такое точное ощущение упруго-сти, четкости и напряженности каждого штриха, которые проявились уже в ранних гравюрах мастера.

В 1498 году художник закончил свою первую большую серию гравюр “Апока-липсис”, ставшую значительным явлением во всем искусстве немецкого Возрожде-ния. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 - 16 вв. основными в изобразительном искусстве. Но у Дюрера они получили принципиально иное тол-кование. Традиционному евангельскому сюжету художник придал острый современ-ный смысл. Тема “Апокалипсиса” созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. Постоянные междоусобные войны, голод, эпидемии, слухи о пред-стоящем конце света и Страшном суде, который грозит человечеству в 1500 году, - все это нашло отражение в “Апокалипсисе”.

Серия, названная по образцу народных изданий “Апокалипсис в лицах”, пред-назначалась для самого широкого распространения. Она состояла из пятнадцати больших листов, текст к которым был издан на двух языках: не только на латинском, но и на немецком. Текст сопровождался гравюрами, в которых религиозное пророче-ство нередко приобретало черты современного события.

От листа к листу развивается действие “Апокалипсиса”, одним из кульминаци-онных моментов которого стала сцена, изображающая “Четырех всадников”. Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над Землей, сметая все на своем пути. Под копытами их лошадей гибнут и император, и епископ, и горожанка, и крестьянин, олицетворяющие собой все человечество. Все равны перед карой небесной, не только разрушающей, но и очищающей, - такова одна из основных идей Дюрера, проходя-щая через всю серию.

Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий. Он вводит в свои гра-вюры огромные массы народа, разделяет их на праведников и грешников, наделяет и тех и других страстностью. Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Когда на очищенную землю вновь спускаются мир и тишина, он ликует и прославляет вместе с избранными обновленный мир.

В этой серии художественный язык гравюры становится конкретнее, динамич-нее и смелее. Каждое изображение имеет свой эмоциональный ключ и строится на выделении основного действия. Так, стремительность движения стала главным лейт-мотивом в “Четырех всадниках”. Развевающиеся одежды, сильные жесты, угрожаю-ще поднятое оружие, убегающие и падающие в панике люди - каждая деталь усили-вает впечатление ускоряющегося темпа. Перекрещивание диагональных осей, на ко-торых основана вся композиция, подчеркивает ее экспрессивность.

Иначе решена композиция “Битва архангела Михаила”, пафос которой в столкновении, борьбе двух противоположных начал, добра и зла, света и тьмы. Лист делится по горизонтали на две неравные части. Действие, происходящее вверху, на небе, занимает основное место; изображение земли - лишь небольшую часть листа. Хрупкое тело Михаила

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»