Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Великие государственные деятели России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов.

Реферат на тему:

Тайна Михаила Михайловича Сперанского:

жизнь, воспитание, образование, идеи и политические взгляды.

Студентка I курса Воротынская

Светлана Александровна.

Санкт-Петербург, 1998 год.

Михаил Михайлович Сперанский.

01.01.1772 - 11.02.1839

М. М. Сперанский, сын сельского священника, родился 1-го января 1772 года в небольшом селе Черкутино во Владимирской губернии, первоначальное образование получил во Влади-мирской семинарии и в главной семинарии в Петербурге, в период с 1803 по 1807 года он был директором департамента министерства внутренних дел, с 1807 года - статс-секретарь импе-ратора Александра I, с 1808 г. - заместитель министра юстиции, в 1812 году Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, в 1819 году Сперанский становится генерал-губернатором Сибири; в 1838 году был председателем депар-тамента законов Государственного совета, в 1835 - 1837 годах преподавал курс юридических наук наследнику престола (будущему Александру П), в начале 1839 года награждается граф-ским титулом, и 11 февраля 1839 года Сперанский умирает.

План реферата.

1. Вступление.

2. Образование.

3. Преподавательская деятельность.

4. Возвышение.

5. Политические взгляды.

6. Государственные преобразования.

7. Ссылка.

8. Сперанский и Аракчеев.

9. Кодификация законов.

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и умиленье.

К Сперанскому можно приложить слова поэта, обращенные им к другому деятелю той же эпохи, который также понес за совершенный им подвиг незаслуженную кару общественного мнения.

На долю Сперанского выпала одна из тех странных участей, которые нередко постигают государственных людей, призванных действовать на заре общественного развития. Никто, ко-нечно, не привлекал внимания общества так сильно и так долго. Выдающийся государствен-ный деятель России времен царствования Александра I и Николая I. Почти сорок лет Сперан-ский не сходил с государственного поприща; с его именем связаны две величайшие реформы нового времени, которые до сих пор возбуждают много толков; но не только его деятельность - самые происшествия его жизни долго оставались, и отчасти остаются и до сих пор, совер-шенною загадкой. Благодаря тому полусвету, в котором, до нашего времени, совершалась по-литическая жизнь России, первая половина этой деятельности превратилась в какую-то леген-ду еще до смерти Сперанского. Ни многочисленные враги, ни немногие страстные поклонни-ки не могли поднять завесы, за которой скрывалась мысль государственного человека. Злона-меренная клевета и легкомысленное слово соперничали в чернении его памяти. До сих пор мы знакомимся с делом Сперанского всего более из отзывов людей, которые стояли в рядах его противников или находились под сильным их влиянием.

Сперанский родился 1-го января 1772 года в семье дьячка. Родиной его было небольшое старинное село Черкутино Владимирской губернии, находившееся во владении князей Сал-тыковых. Родители его были неграмотны и не отличались особой житейской мудростью. Бо-соногий мальчуган рос в условиях быта крепостной деревни. Еще с детства он отличался не-обыкновенной понятливостью и трудолюбием. Его живой, вечно деятельный ум заставлял его искать занятий и пополнять собственным трудом и чтением то, чего не могло ему дать место воспитания. В нем рано проснулся интерес к знаниям, но его посадили читать “часы и апо-стол”. Когда мальчику исполнилось 7 лет, родители отвезли его к дядюшке, а спустя некото-рое время он был определен во Владимирскую духовную семинарию и получил фамилию Сперанский (его родители своей фамилии не имели).

Образование Сперанского.

О годах обучения Сперанского во Владимирской семинарии, где он получил первоначаль-ное образование, мы имеем довольно точные и подробные сведения из его собственных вос-поминаний и из записок других семинаристов. Материалы позволяют заключить, что Сперан-ский отличался отменным трудолюбием и поразительными способностями. Особенно отчет-ливо проявились прагматические качества, умение не только приобретать знания, но и пока-зывать их.

Его характер тоже начинал образовываться. В скудных известиях этой эпохи уже прогля-дывают те качества, которые мы видим в нем позже, в полном развитии. Ничего, например, не может быть характернее, как те известия, которые сохранились о его любимых занятиях. Яс-ный, аналитический ум будущего администратора, более светлый, нежели глубокий, выражал-ся в пристрастии к точным наукам и в недоверии к отвлеченным выводам философии, кото-рой он однако занимался, насколько мог при тогдашних его сведениях. Языки составляли предмет особенных его усилий. Несмотря на предстоящее ему поприще, Сперанский старает-ся не только узнать французский язык, но и овладеть им совершенно. Его литературные уп-ражнения писаны отчасти по-французски, и нельзя не подивиться легкости, с которой Спе-ранский усвоил себе в короткое время язык, совершенно неизвестный ему прежде и, по всей вероятности, преподававшийся плохо. Еще любопытнее немногие оставшиеся в памяти его сверстников черты его нравственного характера. Чувствительный и добрый, Сперанский вла-дел той способностью привлекать к себе и подчинять людей своему влиянию, которая обык-новенно отличает все высшие натуры. Товарищи его любили. С некоторыми из них у него об-разовались прочные связи, и к чести Сперанского надобно сказать, что он их сохранил и в то время, когда судьба поставила его на другое, более видное поприще. Но замечательно, что, мягкий и обязательный с виду, он ни с кем не делился своим внутренним миром. Никто из его товарищей не умел сообщить подробностей о нравственном его развитии, которого свиде-тельством остались одни полууцелевшие и бессвязные отрывки его записок. Тонкость и жи-тейский такт, свойственные живой натуре, развились под деспотическим, подозрительным надзором полумонашеского воспитания. В Сперанском (скажем словами барона Корфа) “уже являлся зародыш той ловкой вкрадчивости, того уменья выказать себя... которые остались при нем на всю жизнь”. Не слишком энергичный, он умел сходиться со всеми, умел ладить и с на-чальниками, и с товарищами и достаточно быстро находил с людьми общий язык, что, как из-вестно, составляет главное затруднение школьного быта. В нем зарождалась и та мягкая, от-рицательная энергия, которая деятельную борьбу заменяет упорной привязанностью к делу и, не умея одолеть препятствий, никогда однако не покидает любимой мысли. Прибавим к это-му, что ранние успехи должны были внушить ему ту веру в себя, которая была так нужна ему в дальнейшей жизни. Эта уверенность уже слышится в самостоятельных приемах его первых литературных опытов.

Поэтому никто не удивился, когда Сперанский был определен келейником при ректоре се-минарии. Последствия такого назначения оказались несколько неожиданными: любознатель-ный семинарист получил доступ в ректорскую библиотеку, по тем временам достаточно бога-тую. Книги стали его страстным увлечением. Большое, ни с чем не сравнимое желание учить-ся не могло быть удовлетворено за счет того минимума знаний, который давали семинарис-там. В одном из своих писем Сперанский даже высказывает желание перейти учиться в Мос-ковский университет.

Случай во многом определил дальнейшую его судьбу. В 1789 году в Петербурге была от-крыта основная главная семинария (после переименованная в духовную академию) при Алек-сандро-Невском монастыре и в число ее студентов поступили лучшие ученики епархиальных семинарий. Во Владимире выбор не подлежал сомнению, и как лучший ученик Владимирской семинарии Сперанский был принят в новое учебное заведение, вместе с двумя товарищами, на казенное содержание. Это был первый, счастливый поворот в судьбе человека, которому по-том пришлось изведать так много незаслуженных удач и еще менее заслуженных несчастий. Курс наук предполагал здесь обучение по углубленной программе и, помимо традиционных для духовных учебных заведений предметов, включал математику, физику, французский язык. Здесь же состоялось

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»