Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Лейбниц

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Лейбниц- философ XVII в., давшего миру как великих основате-

лей механико-математического знания, так и созидателей метафизи-

ческих систем. Лейбница причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.

к философам. Он- математик и физик, правовед и историограф, ар-

хеолог и лингвист, экономист и политик.

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года.

В 1661 году после нескольких лет самообразования он поступил на

юридический факультет Лейпцигского университета. Потом служил при

дворе майнцского курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где

провел 4 года и где ему удалось лично завязать контакты со многи-

ми видными учеными и философами. Затем с 1676 года и до конца

жизни Лейбниц в течение сорока лет находился на службе при

Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его жизни было и нема-

ло безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и недоброй

славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние

годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для

англичан он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о науч-

ном приоритете, для немцев он был чужд и опасен как человек, пе-

ретолковывающий все общепринятое по-своему. Горьким был и личный

итог жизни и деятельности Лейбница: непонятый и презираемый, при-

тесняемый и гонимый невежественной придворной кликой, он пережил

крушение лучших своих надежд. Пренебрежение и вражда власть иму-

щих и церковников к великому мыслителю преследовали его и после

смерти.

Ныне всеми признано, что Лейбницу были свойственны исключи-

тельно широкий кругозор и диапазон деятельности, одновременное

усмотрение разнообразных связей разбираемых им проблем и целеус-

тремленное исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал

поразительной сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и

умением подметить самые различные следствия, вытекающие из выдви-

нутых им положений.

Главными изложениями философии Лейбница по праву считаются

две книги: "Новые опыты о человеческом разуме" и "Теодицея". В

первой работе Лейбниц дает не очень систематическое, но весьма

содержательное изложение собственных взглядов по многим вопросам

теории познания. Вторая книга снабжена подзаголовком "Рассужде-

ние о благости божией, свободе человеческой и начале зла". Свобо-

да и необходимость в мышлении и поведении разумных существ, гра-

ницы приложения их воли и диалектика добра и зла - вот те вопро-

сы, которые Лейбниц рассмотрел в "Теодицее". Резюмирующий харак-

тер присущ также его поздним сочинениям: "Критика основоположе-

ний отца Мальбранша" (1711) и "Монадология" (1714). Переписка

Лейбница чрезвычайно обширна: он оставил после себя более 15300

писем к тысяче адресатов на французском, немецком и латинском

языках.

Учение Лейбница многопланово, и верно оценить его можно,

только проследив его аспекты по отдельности. Один из них- взаимо-

действие категорий единого и многого, переходящее в диалектику

сущности и явления.

Историко-философские предпосылки его философии - это прежде

всего те противоречия и трудности, которые обнаружились в двух

других великих системах века - Декарта и Спинозы. Этим двум кар-

тинам мира Лейбниц противопоставил свою.

Лейбниц видел, что Спинозе не удалось преодолеть дуализм Де-

карта: раскол мира на две субстанции - телесно-протяженную и мыс-

ляще-духовную - сменился его раздвоением на классы модусов двух

атрибутов - протяжения и мышления. А в то же время спинозовский

субстанциональный монизм не оставлял места реальному многообра-

зию модусов: да, они многообразны, но источник этого - в непонят-

ном произволе или капризе самовыражения атрибутов. Подобное прои-

зошло у Спинозы и с понятием свободы: мудрая формула свободы как

познанной необходимости оказалась стиснутой железными рамками

субстанции.

Значит, задача состояла в том, чтобы бесконечное многообра-

зие действительности объяснить из содержания самой ее субстанцио-

нальной основы - единой, но в то же время многоразличной. Мно-

гообразие мира - не иллюзия, а реальное проявление структуры са-

мой ее сущности. Сущность не только выражает себя в множестве яв-

лений, но разнообразна внутри собственного единства.

Лейбниц стремится заменить разрыв мира на две субстанции раз-

граничением его сущности и явления, что, с одной стороны, не пов-

реждало бы живую ткань глубинного единства мира и, с другой -

объясняло бы, каким образом плюрализм явлений вырастает из мониз-

ма сущностей. Проблема соотношения сущности и явления была унас-

ледована от Лейбница Кантом и через него немецким идеализмом пер-

вой трети XIX в., а решение ее Лейбницем, состоявшее в том, что

сам сущностный мир множествен, оставаясь в то же время единым и

потому образуя бесконечную систему, по своему диалектическому

глубокомыслию превосходило многие решения, выдвинутые впослед-

ствии. Оно позволило несколько иначе подойти и к проблеме свобо-

ды.

Декартова картина мира также вызывала у Лейбница неудовлетво-

ренность. Если Лейбниц был согласен с Декартом, что мир не содер-

жит в себе "перерывов" в виде Ньютоновой пустоты, то он не мог

принять взаиморазобщенность материи и духа, свойственную физике и

метафизике Декарта: там, где, по Декарту, господствует телесная

субстанция, налицо пассивные протяжения и нет места для внутрен-

ней, а тем более для духовной активности; там же, где Декарт пос-

тулировал мыслящую субстанцию, дух оказывается в самоизоляции и в

нем нет ступеней развития от бессознательного ко все более созна-

тельному.

Итак, в философской картине мира должны найти себе подобающее

место не только пространственные протяжения, но и силы, пронизы-

вающие ткань Вселенной в физической картине мира. Роль, отводи-

мая силам Ньютоном, недостаточна, и она нуждается в философском

обосновании и развитии. Декарт не дал его вообще, а Спиноза обос-

новал нечто противоположное - не активность модусов, а их пассив-

ную зависимость от неизменной субстанции.

В противоположность Декарту и Спинозе Лейбниц определяет мес-

то сил не в явлениях мира, а в самой его сущности. Они заполняют

ее всю, они и есть сама сущность. В явлениях силы обнаруживают

свои действия, но здесь видимы не сами силы, а последствия их ак-

тивности; в области сущностей эта активность кипит беспрестанно,

но она невидима, так как "прикрыта" чувственными явлениями. Пос-

кольку силы не чувственны, то они - и здесь Лейбниц заключает

ошибочно - не материальны. Но в то же время они бессознательны,

то есть еще не обладают сознанием. Так они соединяют в себе то,

что было разъединено Декартом,- духовность и бессознательность.

Но еще более важно то, что Лейбницем восстанавливается

единство мира и притом сразу как бы в двух измерениях: с одной

стороны, в отношении сущности, а с другой стороны, в соотношении

сфер сущностей и явлений.

В итоге вырисовывается такая картина мира: сущности просты,

то есть неделимы, а значит, непротяженны; явления сложны, делимы,

протяженны. Сущности - это энергия как сублимация духа и дух как

источник и высшее развитие энергии; явления - это чувственные об-

наружения духовной энергии и то, что в чувствительности высту-

пает под именем материальных, геометрических, кинематических и

физико-динамических характеристик. Всякий дух есть сила, а вся-

кая сила есть субстанция. Поэтому, сколько сил, столько сущес-

твует и субстанций.

В этой философии мир оказывается именно системой субстан-

ций-сил, ибо единство и неисчерпаемое многообразие сущностей и

явлений может обрести свой синтез только в понятиях всепронизы-

вающей организованности, упорядоченной структурности. Сил-суб-

станций как центров сосредоточения колоссальных энергий бесконеч-

но много, ибо ограниченность их количества, а тем более един-

ственность не могли бы обеспечить безграничной неисчерпаемости

явлений. Абсолютная противоположность субстанций-сил друг другу

разрушила бы единство мира. Выход из положения в том, чтобы най-

ти такую характеристику и структуру отношений между субстанциями,

которые объясняли бы поразительную взаимосогласованность и упоря-

доченность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»