Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Личность Ивана IV в исторической науке

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


САКНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Личность Ивана IV

в исторической науке

Реферат по истории студента группы ЭК-11

отделения “Математические методы

и исследование операций в экономике”

Редмана Станислава

Научный руководитель -

Валеров Алексей Валентинович

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА IV 4

ОТ РЕФОРМ К ТИРАНИИ. 8

ОПРИЧНИНА 9

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ИВАНА IV 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Введение

Иван IV - одна из наиболее интересных фигур в истории нашей страны. К ис-следованию феномена его правления в разные времена обращались историки раз-ных стран, представители различных исторических школ, его царствованию посвя-щено немало литературных и кинематографических произведений. Одни связывают имя Ивана IV с ужасами опричнины, называя его тираном и деспотом, для других Иван IV - гениальный политик, основной целью которого являлось укрепление рус-ской государственности, третьи считают, что все его действия определялись этапа-ми развития его психической болезни. Однако существование столь противоречи-вых мнений только лишний раз доказывает, что личность Ивана IV - интересней-ший предмет для исторических изысканий.

В своей работе я попытаюсь исследовать именно личность Ивана IV, особен-ности его характера и темперамента, которые, на мой взгляд, в немалой степени по-влияли на ход исторического развития России. В историографии никогда не было единой концепции, определяющей роль личности в истории: существовали лишь “два положения, прямо противоположных: 1) личность - творец истории: “История есть не что иное, как совокупность биографий великих людей” и 2) народ - творец истории” , тем не менее, мне кажется, что в России субъективный, личностный фак-тор всегда имел большое значение. Именно поэтому с жизнью русских царей связа-но множество тайн и загадок, именно поэтому Иван IV вошел в историю под име-нем Иоанна Васильевича ГРОЗНОГО.

Детство и юность Ивана IV

Формирование характера человека начинается с раннего детства, детские впе-чатления всегда оставляют глубокий след в душе человека и во многом определяют весь ход развития его личности, поэтому практически во всех работах, посвящен-ных Ивану IV, особое место уделяется исследованию среды, в которой воспитывал-ся будущий государь.

На долю царевича в детстве выпало много испытаний. Его отец, великий князь Василий III, умер в 1533 году, когда малолетнему Ивану было всего 3 года. Перед смертью Василий III “приказа великое княжие сыну своему большому Ивану и нарече его сам при своем животе великим князем и приказа его беречи до пятна-дцати лет своим боярам немногим” , то есть назначил опекунский совет, в который вошли представители знатнейших боярских родов. Опекуны Шуйский, Глинский, Захарьин и другие получили возможность управлять государством, не считаясь с мнением Боярской думы, что, естественно, привело к раздорам и борьбе за власть. Князь Юрий Дмитровский, брат покойного великого князя, предпринял попытку овладеть престолом, но был арестован. Едва похоронив мужа, Елена Глинская, мать Ивана IV, завела фаворита в лице конюшего боярина Овчины-Оболенского, кото-рому удалось добиться решающего влияния в Думе. В результате уже в 1534 году Михаил Глинский, глава опекунского совета был арестован по обвинению в убийст-ве Василия III. Был схвачен и умер в заточении Андрей Старицкий, последний за-конный претендент на трон (не считая, само собой, малолетнего царевича). Однако правление Глинской продолжалось недолго - в 1538 году она скончалась, возможно, княгиня была отравлена. Последующие годы ознаменовались непрекращающейся борьбой между Шуйскими и Бельскими, казнями и ссылками.

Таким образом Иван IV рос в атмосфере вражды и завистничества. Вот что пишет об этом Ключевский: “В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности и одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "родственники мои не заботились обо мне"... Как все люди, вырос-шие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усво-ил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозритель-ность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окру-жающих” . С наблюдениями Ключевского во многом схожи выводы Платонова: “Он не видел добра и любви от бояр. Они только во время церемоний, на глазах на-рода, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его (Юрий) росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди (“яко убожайша чадь”)... Мальчик озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Он мечтал о мести боярам и уже в 13 лет успел отомстить одному из Шуйских (князю Андрею Михайловичу): Иван приказал своим псарям схватить его, и псари его убили” . Многие историки отмечают неоправдан-ную жестокость молодого Ивана: “он бросал кошек и собак с крыши дворца и вы-рывал перья у птиц, выкалывал им глаза и разрывал туловище” . Большое влияние на формирование личности Ивана IV оказал пережитый в детстве страх: в 1542, ко-гда у власти находилась группировка Бельских, сторонники Шуйского ночью не-ожиданно напали на митрополита Иоасафа, поддерживавшего их противников. Ми-трополит укрылся во дворце великого князя, но мятежники силой ворвались в спальню маленького государя, чем страшно его напугали.

С другой стороны, во многом благодаря митрополиту Макарию, Иван IV при-страстился к чтению и к 16 годам поражал окружающих своими разносторонними знаниями. Тем не менее, систематического образования царевич не получил “и ока-зался мало подготовленным к исполнению функций правителя обширной и могуще-ственной державы, а окружали его случайные люди. Неудивительно, что свое со-вершеннолетие Иван IV ознаменовал опалами да казнями” .

Итак, в 1546 году Иван IV достиг совершеннолетия, и для укрепления пошат-нувшегося престижа власти было принято решение, что Иван IV официально при-мет титул царя, равнозначный императорскому титулу, что и было приведено в ис-полнение в 1547 году. Здесь следует подробнее остановиться на том, как молодой монарх относился к самой идее власти. Представления о происхождении власти Ио-анн почерпнул из Священного Писания, которое изучал много и охотно. Он всегда наполнял свою речь цитатами из Библии, обрушивая на собеседника поток имен, текстов и разнообразных примеров. В послании князю Курбскому Иван IV четко излагает свои взгляды на государственную власть. Снова обратимся к Ключевскому: “С детства затверженные автором любимые библейские тексты и исторические примеры все отвечают на одну тему, все говорят о царской власти, о ее божествен-ном происхождении, о государственном порядке, об отношениях к советникам и подданным, о гибельных следствиях разновластия и безначалия. Несть власти, аще не от бога” . Теория эта, однако не имела практической основы и потому, как счи-тает Ключевский, превратилась в “орудие личной злости, безотчетного произвола” .

Вскоре после помазания Ивана IV на царство произошло событие, которое сильно повлияло на дальнейшее развитие мировоззрения царя и вместе с тем, по мнению некоторых историков, завершило собой период боярского правления. Ле-том 1547 года в Москве начался мятеж, вызванный недовольством злоупотребле-ниями властей. В столице вспыхнул пожар, который уничтожил большую часть по-строек. В поджоге обвинили бабку царя, Анну Глинскую. Разъяренная толпа двину-лась к царской резиденции на Воробьевых горах, требуя выдачи преступницы. Род Глинских пал и был отстранен от управления страной. Легенда гласит, что во время пожара и волнений к царю явился протопоп Сильвестр, один из приближенных ми-трополита Макария, “указывая Ивану, что пожар Москвы он должен понимать как наказание Господне за его царские грехи. Сильвестр потряс душу молодого царя и овладел его волею. Государь решился посвятить себя заботам о народе...” . Именно с этого момента начала складываться так называемая Избранная Рада, группа пере-довых общественных деятелей (в состав Рады вошли князья Курбский, Курлятев, Воротынский, митрополит Макарий, Сильвестр, ставший духовником государя, дьяк посольского приказа Висковатый и любимец царя, постельничий Алексей Адашев), которая, во-первых, подготовила и с одобрения государя провела целый ряд важных реформ, а во-вторых, оказала сдерживающее влияние на развитие поро-ков молодого царя. Реформы Ивана IV заслуживают отдельного подробного рас-смотрения, но не являются предметом работы, и поэтому я не стану на них останав-ливаться, равно как и на внешнеполитических аспектах деятельности Ивана Грозно-го. В том же 1547 году царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой, по-видимому единственной женщине, которую он по-настоящему любил.

От реформ к тирании.

Следующей вехой нравственного развития Грозного является династический кризис 1553 года, когда противоречия между Избранной Радой и Захарьиными-Юрьевыми, родственниками царицы перешли в открытую вражду. Царь серьезно заболел и, не надеясь выздороветь, стал думать о завещании. Он собирался оставить царство своему сыну, малолетнему Дмитрию, и хотел, чтобы бояре немедленно ему присягнули. Однако часть бояр, памятуя о потрясениях времен боярского опекунст-ва и не желая оказаться под властью Захарьиных, отказалась присягнуть царевичу, намереваясь передать престол двоюродному

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»