Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

М.М. Сперанский, как государственный деятель

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


АКАДЕМИЯ «КОНТИНЕНТ»

Тема: «М.М. Сперанский, как государственный деятель»

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: История Государства и Права России

Выполнила: студентка 1 курса,

Юридического ф-та,

Чернопятова Н.В.

Преподаватель: Романов В.В.

Тамбов 2000 г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение

Глава 1. Биография М.М. Сперанского

Глава 2. Кодификационная работа и государственные преобразования.

Глава 3. Причины неудачь в реформах Александра I и М.М. Сперанского

Заключение

Список использованных источников:

Введение

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объедине-ние русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общи-ми правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Ка-ждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего по-рядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельно-сти. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, оста-навливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно против отношений между основ-ными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Правительства Павла I и Александра I собирались пойти навстречу реформам, хотя с неоди-наковой охотой и сознательностью, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дво-рянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.

Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевла-дельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и по-следовательности.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отно-шения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение).

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить об-разовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственно-го хозяйства (финансы).

Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутрен-них реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.

С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.

30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным уч-реждением, получившим название "Непременного совета", для обсуждения го-сударственных дел и постановлений.

Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сен-тября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, во-енно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, ком-мерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов цен-трального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управ-лялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собст-венность.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещи-ки могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обяза-тельно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.

Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли им-ператора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против Фран-ции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Похо-ды и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора, Это был Михаил Михайлович Сперан-ский.

Государственная деятельность

Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государст-венные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священ-ника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс он остался преподавателем акаде-мии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноре-чие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари кня-зю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал - прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний ма-гистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременный совет, где в звании статс - секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духов-ных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редакти-рованы Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутрен-них дел. С1806г. Сперанский и Александр I сблизились.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с импе-ратором начал работать над общим планом государственных реформ.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идео-лог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удиви-тельно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удиви-тельной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

По словам Сперанского, "весь ðàçóì åãî ïëàíà ñîñòîÿë â òîì, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах посто-янных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".

План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управ-ление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполни-тельных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого зда-ния стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоя-щая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответствен-ные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объеди-няется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница зако-нов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале ок-тября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая меч-та, разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана Было осуществлено.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»