Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Микеланджело. Муки и радости творчества

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ТЕМА: Микеланджело. Муки и радости творчества.

В ваяньи мир постиг,

Что смерть, что время здесь

не побеждает.

Микеланджело.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года, детство провел во Флоренции. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых “Вакх” и “Оплакивание Христа”.

Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. “Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей”, - писал о себе великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.

“Было вполне понятно, что у этого великодушного государя

Микеланджело научился всему, кроме ремесла царедворца. Напротив, весьма вероятно, что, видя обращение с собой как с равным со стороны лучших людей эпохи, он рано утвердился в той римской гордости, которая не склонит головы ни перед какой низостью и которую он обессмертил тем, что сумел придать столь поразительную экспрессию “Пророкам” Сикстинской капеллы.”

Стендаль.

Кватроченто – этап Раннего Возрождения в Италии - триумфальный период в истории искусства. Поражает щедрость, преизбыточность худо-жественного творчества, хлынувшего как из рога изобилия. Архитектура, скульптура и живопись перешли из рук многоликого ремесленника в руки художника – профессионала, художника – артиста, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Однако, сделав искусство индивидуальным, Возрождение удержалось на той грани, за которой начинается размеже-вание художественных индивидуальностей на выдающиеся и посред-ственные. К своим наукообразным методам искусство Возрождения под-нималось на поэтических крыльях; в пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.

Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальян-ские государства утратили свободу. Достаточно только трех имен, чтобы понять значение среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: все трое сформирова-лись в лоне флорентийской школы, а потом работали при дворах мецена-тов, главным образом пап, терпя и милости и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, оли-цетворяя главные ценности итальянского Возрождения - Интеллект, Гармонию, Мощь.

Микеланджело Буонаротти. Его долгая жизнь – жизнь Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не посвоей воле, а вынуждаемый своим гением. Ромен Роллан говорит: “Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит Микеланджело. Вот человек поистине одержимый гением. Гением, чуже-родным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель, и державшим его в кабале”.

“Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования Микеланджело не получил. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка”.

В. Лазарев.

Микеланджело был ваятель, архитектор, живописец и поэт. Но более всего и во всем – ваятель: его фигуры, написанные на плафоне Сикстин-ской капеллы, можно принять за статуи, в его стихах, кажется, чувствуется резец скульптора. Скульптуру он ставил выше всех других искусств и был в этом, как и в другом, антагонистом Леонардо, считавшим царицей искусств и наук живопись.

“…Задумав работу, Микеланджело мог годы проводить в каменоломнях, отбирая мрамор и строя дороги для перевозки; он хотел быть всем зараз – инженером, чернорабочим, каменотесом; хотел делать все сам – воздвигать дворцы, церкви – один, собственноручно. Он трудился как каторжный”.

Р. Роллан.

В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Статуя Давида - одна из ранних работ Микеланджело, высотой около пяти метров, поставленная на площади синьории, возле Палаццо Веккьо, где находился правительственный центр Флоренции. Установка этой статуи имела особое политическуое значение: в это время, в самом начале 16-го века, Флорентийская республика, изгнавшая своих внутрен-них тиранов, была исполнена решимости сопротивляться врагам, грозив-шим ей изнутри и извне. Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа. Здесь было где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Три года скульптор работал над статуей. В 1504 году статую поставили на площади Флоренции, прямо под открытым небом, чтобы ее видели все.

Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Они всегда отличаются монолитностью объема: Микеланджело говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный ка-мень одарил своими свойствами. Их движения сильны, страстны и вместе с тем как бы скованы; излюбленный Микеланджело мотив контрапоста - верхняя часть торса резко повернута. Совсем не похоже на то легкое, вол-нообразное движение, которое оживляет тела греческих статуй.

Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю твор-ческую биографию Микеланджело: гробница пап Юлия II и гробница Медичи. Юлий II, тщеславный и славолюбивый, сам заказал Микеланд-жело свою гробницу, желая, чтобы она превзошла своим великолепием все мавзолеи мира. Строптивая независимость художника приводила к постоя-нным столкновениям и конфликтам с заказчиком. Кроме того, Юлий II скоро охладел к проекту, ему сказали, что это дурная примета – готовить себе при жизни гробницу. Вместо этого в1508г. он поручил Микеланд-

жело расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме, что тот и делал в продолжении четырех лет, в то самое время, когда Рафаэль расписывал Ватиканские станцы. Размеры будущей росписи превышали 600 кв.м. В невероятно трудных условиях, лежа на спине, худоожник сам, без помощ-ников, изобразил на потолке капеллы библейскую легенду от сотворения мира и до потопа. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не рас-крывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создав-шему его богу. Через плечо бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.

Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах, без конца отирая заливавшую лицо краску. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой. Посте-пенно этот недуг прошел. После смерти Юлия II, в 1513 году, Микеланд-жело снова принялся за его гробницу, изменив первоначальный проект, но новый. Папа, Лев Х, происходивший из рода Медичи, ревновал к памяти своего предшественника и отвлекал художника другими заказами. Между тем наследники Юлия II , грозя судом, требовали от него окончания дав-нишней работы. Он не мог сосредоточенно творить: ему приказывали, принуждали, грозили, отрывали от того, чем он успел увлечься. И, наконец, - самое горестное, наложившее печать безграничной скорби на героическое искусство Микеланджело: - осада и падение Флоренции, уничтожение республики, эпоха террора и инквизиции, годы страдальческого одино-чества, проведенные в изгнании в Риме. Папа согласился помиловать ху-дожника, если он закончит капеллу, прославляющую Медичи. Микеланджело снова приступил к работе и в 1534 году закончил капеллу с находящейся в ней гробницей. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах: “Вечер”, “Ночь”, “Утро” и “День” - как бы символизировали быстро текущее время. Слова, которые Микеланджело вложил в уста своей “Ночи”, раскрывают отношение великого мастера к действительности:

… О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Таковы были мысли побежденных флорентийцев. Окончив капеллу, Микеланджело покинул Флоренцию навсегда, но думы о родине не остав-ляли его. И когда в 1537 г. был убит тиран Флоренции Алессандро Меди-чи, художник задумал и позднее создал бюст Брута – тираноборца, убив-шего римского императора Цезаря.

“Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека”, - говорил Микеланджело. Но Флоренция

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»