Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Н.С. Хрущев как политический деятель

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


отраслевых министерств и со-

здании вместо них территориальных органов управления промышленно-

стью - Соваетов народного хозяйства. При этом говорилось о том,

что ведомственностьв руководстве промышленностью и строительством

приводит к ослаблению и нарушению нормальных территориальных связей

между предприятиямиразных отраслей промышленности, расположенных в

одном экономическом районе, нередко не дает возможности оперативно

решать хозяйственные вопросы, целесообразно использовать имеющиеся

ресурсы и т.д.

Реформа 1957 года послужила основой для дальнейших многочислен-

ных реорганизаций государственного и партийного аппарата. На местах

в пределах областей были созданы совнархозы, которые вскоре были ук-

рупнены в совнархозы крупных экономических административных районов.

Был создан Высший Совет народного хозяйства, который взял на себя

координацию работы прмышленности и строительства в общегосударст-

венном масштабе.

Однако жизнь показала, что правильные замечания о недостатках

отраслевой структуры управления промышленностью ни в коей мере не

избавляли (в рамках существовавшей тогда политической системы) от

необходимости централизованно руководить отраслями промышленности.

Реформа 1957 года привела к отраслевой разобщенности промышленности,

нанесло удар по единой технической политике. Попытки многочисленных

реорганизаций государственного аппарата никак не могли ликвидировать

эти недостатки.

Вместе с тем уже в начале 60-х годов в печати стали появляться

статьи о необходимости использовать рычаги управления, внедрять пол-

ный хозрасчет. Экономическая реформа 1965 г., провозглашенная уже

после того, как Хрущев был снят со своего поста, начала готовиться

при нем.

Будучи убежден во всесилии организационных мер, Хрущев на мар-

товском (1962г.) Пленуме ЦК предложил коренным образом перестроить

управление сельским хозяйством, приблизить его к колхозам и совхо-

зам, сделать конкретным и оперативным. Были созданы территориальные

колхозно-совхозные производственные управления. На Пленуме особо

подчеркивалась необходимость повысить ответственность партийных ор-

ганов за состояние сельскохозяйственного производства, активно спо-

собствовать более широкому использованию возможностей каждого конк-

ретного хозяйства.

Летом 1962 года Хрущев выдвигает идею о разделении партийных

организаций и партийных органов по производственному принципу и на-

правляет в Президиум ЦК соответствующую "Записку" с требованием

разослать ее в ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы.

На ноябрьском (1962г.) Пленуме Центрального Комитета он обосновыва-

ет свою идею построения партийных органов по производственному прин-

ципу тем, что это даст возможность обеспечить более конкретное и

планомерное руководство промышленностью, строительством и сельским

хозяйством, сосредоточить главное внимание на производственных во-

просах. Постановлением пленума ликвидировались сельские райкомы,

взамен их создавались парткомы производственных колхозно-совхозных

управлений и зональные (кустовые) промышленно-производственные пар-

тийные комитеты, в краях и областях - сельские и промышленные

крайкомы, обкомы.

Еще до Пленума проект разделения парторганизаций, партийных и

советских органов по производственному принципу вызвал на местах

большое недоумение. В ЦК КПСС поступало немало (правда, довольно

робких возражений и замечаний. Как позже заявлял первый секретарь

ЦК Компартии Украины П.Е.Шелест, "еще во время обсуждений предло-

жений, изложенных в "Записке" т.Хрущева о перестройке партийных и

советских органов, многие члены ЦК, работники республиканских и

местных партийных органов выражали сомнение в целесообразности на-

мечаемой реорганизации. Указывалось, в частности, на трудности,

которые неминуемо возникнут, если разъединить единый хозяйственно-

-политический организм любой области, в которой промышленность,

сельское хозяйство и сферы их обслуживания тесно связаны." Однако

возражения, сомнения и замечания не были приняты во внимание. На

Пленуме же предложения Н.С.Хрущева получили полную поддержку ора-

торов.

На практике реорганизация партийных, советских и общественных

органов не только не способствовала развитию демократии, а, напро-

тив, сузила сферу ее действия. Аппарат областных органов значитель-

но разросся, а в районах - сократился. Произошло еще большее отчу-

ждение местных Советов от их функций как органов власти.

Жизнь вскоре показала сложность и громоздкость новой серуктуры.

Опыт работы промышленных и сельских крайкомов, обкомов партии сви-

детельствовал о несостоятельности попыток разграничить сферы дея-

тельности между ними. Вопросы строительства, транспорта, связи,

медицинского и культурного обслуживания, охраны общественного по-

рядка и многие иные неизбежно требовали внимания и тех и других

руководящих партийных органов, целенаправленных и единых усилий

всех парторганизаций.

В укрупненных районах первичные партийные организации порой

находились за 200 и более километров от парткома производственного

управления и, естественно, связь их была чисто номинальной. Бывало

итак, что коммунист избирался депутатом сельского Совета одного

района и входил в состав партийного комитета в другом районе. Воз-

никла административная неразбериха из-за полной неопределенности

разделения функций тех или иных учреждений. Доходило до абсурда,

когда службы здравоохранения, быта (к примеру, больницы, хлебопе-

карни) районного центра, считающегося промышленной зоной (промыш-

ленный облисполком), не обслуживали население окрестных колхозов

и совхозов, поскольку это уже "другая епархия" - сельское произ-

водственное управление (сельский облисполком).

На основании установок ноябрьского (1962г.) Пленума ЦК КПСС

была проведена новая реорганизация органов управления народным хо-

зяйством. Ее целью было улучшить территориальную систему управле-

ния. Однако кардинального решения проблемы не достигалось, посколь-

ку новая система не была увязана с объективными экономическими про-

цессами.

Практически новая система привела к ликвидации единых партийных

организаций, внесла необычайную сумятицу в деятельность партийного

и государственного аппарата. Не случайно одной из первых мер, при-

нятых после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС, было

восстановление единых партийных организаций.

С О Ц И А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы И К У Л Ь Т У Р А

Оглядываясь на путь, пройденный страной в 50-е -60-е годы, нель-

зя не обратить внимание на то, какая большая социальная программа

была реализована в те годы. Так, например, по инициативе Хрущева

впервые началось сооружение панельных и блочных жилых домов по ти-

повым проектам на домостроительных комбинатах. Справедливо критику-

емые ныне пятиэтажные панельные дома, так называемые "хрущевки", в

свое время позволили переселить людей из бараков, подвальных поме-

щений и коммунальных квартир. Название "Черемушки" стало знаменовать

новый этап жилищного строительства.

Именно Хрущеву принадлежала инициатива перехода на 7-ми часовой ра-

бочий день для всех рабочих и служащих, а для тех, кто был занят в

угольной и горнорудной промышленности на подземных работах, - на

6-ти часовой рабочий день. Была введена пятидневная рабочая неделя

с двумя выходными днями; сделаны решительные шаги в области упоря-

дочения пенсионного обеспечения. Значительно были увеличены размеры

минимальных пенсий, снижены неоправданно высокие пенсии. Было улуч-

шено обеспечение престарелых и трудовое устройство инвалидов, кото-

рые без ущерба для здоровья смогли заниматься общественно полезным

трудом. В период деятельности Хрущева страна установила широкие

международные связи, открылись границы и для выезда советских лю-

дей за рубеж. В течение ряда лет наблюдалось улучшение дел в сель-

ском хозяйстве, отсюда в торговой сети был приличный выбор продук-

тов питания и товаров народного потребления.

Жизненный уровень населения начал постепенно расти. Однако наме-

ченные экономические и социальные реформы захлебнулись. Серьезный

удар по надеждам реформаторов нанесли трагические события в Венгрии

в 1956 году. Но не последнюю роль сыграла и самоуверенность Никиты

Сергеевича, его беспечность

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»