Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Политический портрет Кагановича

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПЛАН

Сапожник-революционер 2

На разных постах 3

В центре партийного аппарата 3

Во главе Украины 4

Второй человек в руководстве партии 6

Каганович в годы террора (1936 – 1938) 9

Переход на хозяйственную работу 10

В годы войны 11

Каганович в опале 11

В «антипартийной» группе 13

Четыре года в Асбесте 14

Беспартийный пенсионер 14

САПОЖНИК-РЕВОЛЮЦИОНЕР

Лазарь Каганович родился 10(22) ноября 1893 года в деревне Кабаны Киевской губернии. Он происходил из многодетной и бедной еврейской семьи. Бедность заставила Кагановича прервать учебу, и, изучив ремесло сапожника, Лазарь стал с четырнадцати лет работать на обувных фабриках и в сапожных мастерских. Лишенная многих прав, которыми пользовались в России не только русские, но и другие «инородцы», еврейская молодежь была благодатной средой для революционной агитации. Все оппозицион-ные партии вербовали здесь своих сторонников: сионисты, бундовцы, анархисты, эсеры, меньшевики. Но молодой Каганович сделал иной выбор — он примкнул в 1911 году к большевикам. Несомненно, здесь сказалось влияние старшего брата Михаила, который вступил в партию большевиков еще в 1905 году. Он тоже был рабочим, но не сапожником, а металлистом. Большевиками стали и двое других братьев Лазаря.

Переезжая с места на место и иногда подвергаясь кратковременным арестам, Каганович по заданию партии создавал нелегальные большевист-ские кружки и профсоюзы кожевников и сапожников в Киеве, Мелитопо-ле, Екатеринославе и в других городах. Перед революцией он работал на обувной фабрике в Юзовке, возглавляя и здесь нелегальный союз сапож-ников и кожевников. В Юзовке Каганович познакомился с моло-дым Н.С. Хрущевым, который еще не вступил в партию большевиков, но участвовал в революционной работе. Эта связь уже не прерывалась и в бо-лее поздние годы.

Весной 1917 года Лазаря Кагановича призвали в армию. Он был на-правлен для военной подготовки в 42-й пехотный полк, расположенный в Саратове. Молодой солдат, у которого были уже семилетний опыт неле-гальной партийной работы и хорошие данные оратора и агитатора, занял заметное место в саратовской организации большевиков. От саратовского гарнизона Каганович участвовал во Всероссийском совещании большеви-стских военных партийных организаций. После возвращения в Саратов Каганович был арестован, но бежал и нелегально перебрался в Гомель в прифронтовую зону. Уже через несколько недель он стал не только пред-седателем местного профсоюза сапожников и кожевенников, но и предсе-дателем Полесского комитета большевиков. В Гомеле Каганович встретил Октябрьскую революцию. Здесь под его руководством власть без крово-пролития перешла в руки Советов. Гомель был тогда небольшим провин-циальным городком. Но тут находилась узловая станция в прифронтовой зоне Западного фронта. Контролируя железные дороги Белоруссии, боль-шевики могли препятствовать возможной переброске войск для подавле-ния революционного Петрограда.

НА РАЗНЫХ ПОСТАХ

Во время революции большевики почти непрерывно переходили с од-ного поста на другой, часто в самых разных районах огромной России. Так было и с Кагановичем. При выборах в Учредительное собрание он прошел по большевистскому списку. В декабре 1917 года Каганович стал также делегатом 3-го Всероссийского съезда Советов. С этими двумя мандатами он прибыл в Петроград. На съезде Советов Каганович был избран во ВЦИК РСФСР и остался работать в Петрограде. Вместе с другими членами ВЦИК весной 1918 года он перебрался в Москву. Началась гражданская война. Некоторое время Каганович работал комиссаром организационно-агитационного отдела Всероссийской коллегии по организации Рабоче-крестьянской Красной Армии — тогда возникало множество подобных ор-ганизаций с длинными названиями. Но уже летом 1918 года Каганович был направлен в Нижний Новгород, где очень быстро прошел путь от аги-татора губкома до председателя губкома партии и губисполкома. Во время тяжелых осенних боев 1919 года с Деникиным Каганович был командиро-ван на Южный фронт, где участвовал в ликвидации опасных прорывов бе-логвардейской конницы Мамонтова и Шкуро. После того, как Красная Армия заняла Воронеж, Кагановича назначили председателем губернского ревкома и губисполкома Воронежской губернии. Ленин, вероятно, почти ничего не слышал о Кагановиче. Не сохранилось ни одного письма или за-писки Ленина с упоминанием его имени. Но Сталин и Молотов уже долж-ны были знать Кагановича, они явно выделяли его из числа местных руко-водителей. Осенью 1920 года Каганович был направлен по поручению ЦК в Среднюю Азию, Здесь он стал членом Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК, членом бюро ЦК РКП (б) по Туркестану (так называемое «Мусуль-манское бюро»). Одновременно Каганович был наркомом рабоче-крестьянской инспекции Туркестана, членом Реввоенсовета Туркестанско-го фронта и председателем Ташкентского горсовета. Он был избран также и в ЦИК РСФСР. Все эти назначения не могли проходить мимо Сталина, который был в это время и наркомом по делам национальностей и нарко-мом РКИ РСФСР.

В ЦЕНТРЕ ПАРТИЙНОГО АППАРАТА

Как только Сталин был избран в апреле 1922 года Генеральным сек-ретарем ЦК РКП (б), он отозвал Кагановича из Средней Азии и поставил его во главе организационноинструкторского, а вскоре и организационно-распределительного отдела ЦК. Это была одна из самых важных позиций в непрерывно расширявшемся аппарате ЦК. Через отдел, которым руково-дил Каганович, шли все основные назначения на ответственные посты в РСФСР и СССР.

Сталин был жестким и грубым шефом, который требовал безогово-рочного и полного подчинения. Каганович тоже обладал сильным и власт-ным характером. Но он не вступал в споры со Сталиным и сразу же пока-зал себя абсолютно лояльным работником, готовым к выполнению любого поручения. Сталин сумел оценить эту покладистость, и Каганович вскоре стал одним из наиболее доверенных людей своеобразного «теневого каби-нета», или, как выражаются на Западе, «команды» Сталина, то есть того личного аппарата власти, который Сталин стал формировать внутри ЦК РКП (б) еще до смерти Ленина. Лазарь Каганович быстро обогнал в пар-тийной карьере своего старшего брата Михаила, который в 1922 году был секретарем уездного комитета партии в небольшом городке Выксе, а затем возглавил Нижегородский губернский совнархоз. Лазарь Каганович в 1924 году был избран не только членом ЦК РКП (б), но и секретарем. Но-вому секретарю ЦК было тогда всего лишь тридцать лет.

ВО ГЛАВЕ УКРАИНЫ

В развернувшейся после смерти Ленина острой внутрипартийной борьбе Сталину было крайне важно обеспечить себе поддержку Украины — самой крупной после РСФСР союзной республики. По рекомендации Сталина именно Каганович был избран в 1925 году Первым секретарем ЦК КП(б)У. Политическая обстановка на Украине тогда была крайне сложной. Гражданская война закончилась победой большевиков, но среди крестьян-ского населения республики оставались еще очень сильны пережитки пет-люровского и махновского движений, то есть националистические или анархистские настроения. Большевистская партия опиралась главным об-разом на промышленные районы Украины, где преобладало русское насе-ление. Значительную часть кадров партия черпала и среди еврейского на-селения республики, которое видело в Советской власти гарантию защиты от притеснений и погромов, прокатившихся по еврейским поселкам а годы гражданской войны. Украинская культура не имела достаточной силы, чтобы стать серьезным препятствием для далеко зашедшей русификации. Не менее половины студентов украинских вузов составляла русская и ев-рейская молодежь.

В национальной политике на Украине были два курса: на «украиниза-цию», то есть поощрение украинской культуры, языка, школы, выдвиже-ние украинцев в аппарат управления и т. п., и на борьбу с «буржуазным и мелкобуржуазным национализмом». Провести четкую границу между ни-ми, особенно в городах и промышленных центрах, было нелегко, и Кага-нович явно тяготел ко второму курсу: он был безжалостен ко всему, что казалось ему украинским национализмом, У Кагановича происходили час-тые конфликты с председателем СНК Украины В.Я. Чубарем, Одним из наиболее активных оппонентов Кагановича был также член ЦК КП(б)У и нарком просвещения Украины А.Я. Шумский, который в 1926 году добил-ся приема у Сталина и настаивал на отзыве Кагановича с Украины. Хотя Сталин и согласился с некоторыми доводами Шумского, но одновременно поддержал Кагановича, направив специальное письмо в украинское По-литбюро.

Конечно, Каганович проделал немалую работу по восстановлению и развитию промышленности Украины. Однако в политической и культур-ной областях его деятельность принесла гораздо больше вреда, чем поль-зы. Как партийный руководитель Советской Украины Каганович являлся фактическим руководителем и небольшой компартии Западной Украины. Национальная обстановка и настроения среди населения западной части Украины существенно отличались от того, что происходило в ее восточной части. Но Каганович не разобрался в сложных проблемах этой компартии, которой приходилось действовать в условиях подполья на территории бывшего Польского государства. Огульно обвинив ЦК КПЗУ в национа-лизме и даже предательстве, Каганович довел эту партию до раскола и до-бился ареста некоторых ее руководителей, которые создали свой руково-дящий центр на территории Советской Украины. Каганович не постеснял-ся дискредитировать всю КПЗУ. В ноябре 1927 года на одном из заседаний Политбюро ЦК КП(б)У он цинично заявил, что не знает, на чьей стороне в случае войны будет КПЗУ.

Уже после отъезда Кагановича в Москву Чубарь, выступая на объеди-ненном заседании Политбюро ЦК и Президиума ЦКК КП(б)У, таким обра-зом характеризовал обстановку, созданную Кагановичем в партийном ру-ководстве

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»