Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Пушкин Александр Сергеевич

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПЛАН

Часть 1. Биография 3

1.1. Детство. Москва 3

1.2. Лицей 4

Часть 2. Творчество 7

2.1. Михайловское 7

2.2. После ссылки 8

2.3. Болдинская осень 9

2.4. Петербург 10

Заключение 13

Список литературы 14

Часть 1. Биография

1.1. Детство. Москва

А. С. Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Но в доме Пушкиных, конечно, не всё было только легкомысленно: там по-настоящему любили и ценили литературу. Дядя Василий Львович был не просто слагателем рифмованных строк, а всё же поэтом, пусть не большим; некоторые его произведения пользовались успехом в светской среде. При этом у обоих братьев был хороший вкус и чутьё к подлинным дарованиям. Они сближались со всеми, кто выдвигался в литературе на видное место, не только потому, что это льстило их самолюбию, но и потому, что они умели ценить настоящие таланты. Ими были Н. М. Карамзин, Дмитриев, Державин, Богданович, Крылов, Жуковский, Батюшков.

Ещё мальчиком Пушкин перечитал великое множество самых разнообразных по содержанию книг, коих в семье было в изобилии. Особенно богата была библиотека Пушкиных книгами на французском языке. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другую. Пушкин был одарён памятью неимоверную и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу.

Очень рано познакомился Пушкин с сочинениями Вольтера, любовь к которому сохранилась у него в течение всей его юности.

Лет десяти Пушкин сочинил целую поэму о войне между карликами и карлицами. Гувернантка взяла у мальчика тетрадку с этими стихами и показала её гувернёру. Но, взглянув в тетрадку, он тотчас рассмеялся. Юный поэт обиделся и бросил её в печь.

Пушкин был по-настоящему образованным человеком и никогда не оставался на достигнутом. Поэтому с огромным вниманием относился он к крупнейшим мировым писателям, слушал их стихи, часто с ними общался, и от этого музыка его собственных стихов, начиная с самых ранних, совершенно иная.

Но основным источником, питавший его творческий гений, была, конечно, сама жизнь, по отношению к которой он выступал отнюдь не бесстрастным наблюдателем, а наоборот, был горячим её участником.

А вместе с тем он сам очень тянулся к людям, ему интересным. Но ещё более, чем отдельные люди, его привлекала сама народная жизнь древней нашей столицы. Старая Москва того времени, ещё хранившая в себе вполне ощутимые следы начального своего бытия, теперь показалась бы нам, как про неё и принято было в старину говорить, Большою деревней – огромным скоплением барских усадеб со множеством “служб”: жилых флигелей для дворовых и служащих, конюшен, амбаров, скотных дворов, погребов, а то и теплиц и оранжерей.

Маленький Пушкин – с няней, с Никитой Козловым – часто глядел на эту живую московскую толпу, на утренние дымы над трубами, на суету делового дня, а не то в праздники, по вечерам и на горящие с треском и запахом плошки, на цветные фонарики, на “фейерверки”.

Этот народный говор также обогащал внутренний мир Пушкина. На улицах Москвы Пушкин, однако, не только прислушивался к русской речи, он хорошо узнавал и самый город, его старину. Пушкин очень любил Москву и не раз вспоминал о ней и в стихах и в прозе.

Родители поэта часто меняли квартиры; в этом отношении они народ беспокойный, и долго на одном месте им не сиделось. Москва, можно сказать, была и искажена и изъезжена. И оттого мальчик Москву не только хорошо узнал и запомнил, но и как бы ею весь напитался. И эту “большую деревню” заменила настоящая деревня: столицу Москву – деревня Захарово.

Мария Алексеевна, бабушка Пушкина, хотя жила в столице, любила по-настоящему только хозяйственную, сельскую жизнь. Она была формальной владелицей подмосковного имения Пушкиных – сельца Захарова – в сорока верстах от Москвы и в двенадцати от Звенигорода.

Покупка этого имения была настоящим событием в жизни Пушкинской семьи. Даже типичный горожанин Сергей Львович переживал это как признак нового расцвета семейного благосостояния. Но, конечно, наибольшее удовлетворение испытывали обе “деревенские” женщины - бабушка и няня. Освоение этого имения происходило несколько замедленно, и можно думать, что маленький Пушкин попал в деревню, когда ему было уже семь лет. Он очень любил своё Захарово, где впервые дохнула на него своим дыханием русская природа.

На вольном деревенском просторе мальчик преображается. По восьмому году и молчаливость его и некоторая малоподвижность рассеиваются. Но всё это никак не помешало его творческому развитию. И в 1815 году он пишет стихотворение “Городок”.

Пушкины выезжали в Захарово не только летом; в иные годы они проводили там и зимние месяцы – кроме, конечно, Сергея Львовича, который с ту пору числился на какой-то небольшой “штатской” службе, да и деревни вообще не любил.

В стихотворении “Сон” Пушкин даёт совершенно живую, подлинно захаровскую, картину наступления зимнего вечера.

Семья не давала Александру тепла, семьи настоящей у него и не было. Но в подмосковной деревеньке Захарово русская природа как бы усыновила его. Да и не одна природа, конечно, а весь русский быт, от неё неотрывный, с работой в воздухе, с задумчивой песней, с лихой и величавой пляской; основная черта всего этого – вольный деревенский простор.

Вот почему Захарово по праву должно занять место среди других знаменитых пушкинских мест: Михайловское и Болдино.

1.2. Лицей

Захарово было продано в начале 1811 года. Кончилась деревенская жизнь. Приближался отъезд в Петербург: мальчика отвозили учиться. В январе того же года было обнародовано правительственное постановление о новом учебном заведении – Царскосельском лицее.

В России создавать лицей, как высшее учебное заведение предложил поначалу М. М. Сперанский, гос. Деятель начала ХIХ в. Царь подписал постановление об учреждении Лицея 12 августа 1810 года.

Поначалу Лицей был задуман императором Александром I для того, чтобы воспитывать своих младших братьев – Николая и Михаила – совместно с детьми знатных фамилий. Позднее эта мысль о воспитании двух юных великих князей была оставлена, но само это учебное заведение было приравнено по своим правам к российским университетам и в то же время находилась в непосредственном ведении министра народного просвещения и под личном покровительстве царя.

Девизом лицея было – “Для пользы общей”. Программа была в основном гуманитарная, преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, “изящные искусства”. Но Лицей учил и физике, математике, гимнастике, танцам и т.д.

В Петербург мальчика привёз дядя – Василий Львович Пушкин, приехавший туда и по своим литературным делам. Пользуясь связями, он добивается того, что племянника допускают к экзаменам, которые тот выдерживает – не блистательно, но довольно хорошо. Экзамены были в августе. Пушкин познакомился со своими сверстниками, будущими своими товарищами, с которыми виделся и до начала занятий, среди них был “первый и бесценный” друг – Иван Иванович Пущин.

Лицей был расположен в одном из флигелей царкосельского дворца. На третьем этаже этого флигеля, где были классы, через арку Лицей соединялся непосредственно с дворцовой церковью, куда воспитанники ходили на церковные службы. На четвёртом этаже были спальные комнаты лицеистов. Всего этих комнат было пятьдесят; убранство их было скромное. У Пушкина была комната №14; по одну её сторону была глухая стена, а по другую – комната его друга Пущина, №13.

Шесть лет пробыл Пушкин в этом учебном заведении. Здесь кончились его мальчишеские годы, и началась бурная творческая жизнь.

В Лицее не делали различия между воспитанниками, у которых семьи были в Петербурге, и теми, у кого в столице совсем не было близких: одинаково никого в Петербург не пускали, с родными разрешались свидания только в стенах лицея, да и то не частые.

Здесь Пушкин приобрёл друзей на всю жизнь. В первую очередь – Пущин и Кюхельбекер, будущие декабристы, и поэт Дельвиг.

Пущин скоро становится членом тайного политического общества. Он не раз хотел привлечь в эту организацию и Пушкина, но он боялся за него.

Другим, близким приятелем Пушкина по Лицею был Дельвиг. Он первый из лицеистов начал печатать стихи. Любовь к нему Пушкин сохранил на всю свою жизнь, а раннюю смерть воспринял как тяжкую утрату.

Дружбе Пушкин отводил очень большое место в жизни. И всё вряд ли следует его назвать “мастером” дружбы: в этом понятии есть что-то от “искусства дружить”, а между тем чувство дружбы у Пушкина всегда было беззаветно искренним и ограничным.

Наряду с этим товарищеским, дружеским другом, большое влияние на внутреннее развитие мальчиков имели, конечно, и их преподаватели. Среди них первое место занимал молодой профессор А. П. Куницын. Это был талантливый учёный и хороший оратор. Лекции его имели большой успех. Очень любила молодёжь также профессора Галича, который держал себя с воспитанниками, как с молодыми товарищами.

В науках, далёких от истории, литературы, философии, Пушкин был слабоват. Особенно это сказывалось на уроках математики. “Очень ленив, в классе невнимателен, нескромен, способностей неплохих, имеет остроту, но, к сожаленью, только для пустословия, успевает весьма посредственно”,- таков был отзыв о Пушкине учителем физике.

Не понятный родителям, исключительно даровитый и своеобразный мальчик, а потом и юноша также не был понят и лицейскими профессорами.

В 1815 году лицеисты сдавали экзамен. На этот экзамен съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, замёрзший по дороге,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»