Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Историческая личность /

Сергий Радонежский

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (СИБСТРИН)

Тема:

"СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ЕГО МЕСТО В ИСТО-РИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ XIV ВЕКА"

Кафедра истории Отечества

Выполнил:

ст. 110а Козик В.

Преподаватель:

Валиева Е.Н.

Новосибирск 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 2

1. Монастыри XIV века с. 5

2. Житие Преподобного Сергия Радонежского

2.1. Детство и отрочество с. 8

2.2. Отшельничество.

Основание Троице-Сергиевой лавры с.11

2.3 Конец жизни и канонизация с. 18

2.4. Ученики Святого Сергия с. 20

3. Историческое значение Сергия Радонежского с. 22

Заключение с. 25

Список литературы с. 27

ВВЕДЕНИЕ

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и воз-рождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда,

когда держится на силе нравственной.

В.0. Ключевский

Память Преподобного Сергия Радонежского православная церковь празднует 24 сентября по старому стилю. В этот день в храмах поются пес-нопения – стихиры, в которых прославляются духовные подвиги Преподоб-ного. Знаменательным и, может быть, несколько необычным для нас, при-выкших к пропаганде против "унылой, схоластической церковности", являет-ся иное: среди этих, казалось бы, сугубо религиозных имеется одно, ярко и выразительно повествующее о роли Преподобного в укреплении Русского государства. Что же мы знаем о Сергии Радонежском?

О времени появления на свет Варфоломея, впоследствии принявшего монашество под именем Сергия Радонежского, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не только в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397 г.). Несогласия в определенности вех жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имею-щихся источников. Кроме его Жития, в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется Троицкий настоятель. Однако среди всех источников агиографи-ческий памятник остается главным. Большую работу по выявлению списков источников проделал в последние годы Б.М. Клосс. В хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400 рукописей, содер-жащих Житие Сергия Радонежского, сравнил списки, определил редакции и дал картину их сменяемости.

Главный биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний Премудрый начал собирать о нем сведения в 1393 – 1394 гг. В те-чение 20 лет он написал некоторые разделы Сергиева Жития, но не в хроно-логическом порядке. Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г. В настоящее время Житие Епифания считается одним из самых достоверных источников .

Зато о вкладе в русскую историю XIV века преподобного Сергия Радо-нежского сказано немало. Подбирая подходящую литературу к данному ре-ферату, я нашла несметное количество статей и книг разных авторов, посвя-щенных этому человеку. Среди них такие историки как Ключевский, Скрын-ников, Кучкин, Борисов, Васянин, Шикман, Игошев и т.д. Кроме собственно историков, биографией преподобного Сергия Радонежского занимались ми-трополит Филарет, отец Флоренский, отец Булгаков и другие церковные дея-тели. Что же привлекало их в этой незаурядной исторической личности? Ведь немного в нашей стране было церковников, к которым по сей день про-является такой живой интерес. Чем же основатель Троице-Сергиевой лавры завоевал людское преклонение даже через сотни лет?

Читая статьи разных авторов, я отметила одну особенность – перед именем Сергия во всех трудах стояло слово "Святой" или "Преподобный". Все просмотренные мною статьи относились к разным временным отрезкам, к разным политическим системам, написаны совершенно разными людьми. И во всех статьях говорилось о народной памяти, о том, что люди благоговейно перенесли через года память об этом человеке, о его деятельности. Что же нужно было сделать, чтобы люди, все как один, несмотря на различие даты выхода этих трудов, города их издания, взглядов их авторов, называли чело-века Святым?

Цели этого реферата:

 подробнее рассмотреть жизнь Сергия Радонежского;

 выяснить его значение в истории Российского государства.

1. МОНАСТЫРИ XIV ВЕКА

Монашество после Феодосия продолжало расширяться: где только рас-пространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу, оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались от-шельниками, которые сначала уходили в пустынные места, а потом славой своих подвигов невольно привлекали к себе товарищей и после обыкновенно делались настоятелями образуемых таким образом обителей. Последнего ро-да монастыри представляют особенную важность для истории, потому что такие монастыри привлекали население в пустынные места и были одними из главных двигателей русской колонизации. Где являлся монастырь, там около него образовывалось село или даже многолюдный посад; расчищались дикие лесные места, обрабатывались поля, а около некоторых монастырей учреж-дались ярмарки, образовывалось средоточие промысла и торговли. Вместе с тем пролагались новые пути сообщения. Сами монахи вначале подавали пример трудолюбия и хозяйственности. Благочестивый обычай отдавать мо-настырям села делал монастыри не только религиозными, но и хозяйствен-ными учреждениями. Надобно вообще заметить, что этот обычай, ослабляв-ший впоследствии строгость монашеской жизни и даже развращавший мона-стыри, имел в свое время благодетельные последствия: жители монастыр-ских волостей пользовались сравнительно большей безопасностью, так как с одной стороны князья, воюя между собой, из религиозного страха нередко щадили их, не щадя других волостей, а при монгольском владычестве мона-стырские волости находились в наиболее благоприятном положении: ограж-денные ханами, насколько исполнялись ханские повеления, от поборов и ра-зорений, монастыри умножались непрерывно: но с половины XIV века ум-ножение их является в несравненно большем размере против прежних вре-мен; на Руси делается заметным сильное стремление к монастырской жизни, и это стремление избирает для себя преимущественно последний из указан-ных нами способов основания монастырей. Отшельники убегают от людей в дикие места; к ним присоединяются другие; основывается обитель; народ стремится туда на поклонение, возникает около обители поселение; в свою очередь из этой обители выходят отшельники, удаляются в новые дикие мес-та, основываются там другие обители и также привлекают к себе население и т. д. Этим путем весь дикий, неприступный север с его непроходимыми ле-сами и болотами до самого Ледовитого моря усеивается монастырями, и к ним, как к средоточиям жизни, приливают колонии смелых и трудолюбивых жителей, готовых на тяжелую борьбу с негостеприимной природой. Незави-симо от общего аскетического духа, всегда господствовавшего в религиоз-ных воззрениях православной Руси, в XIV столетии были причины, особенно способствовавшие распространению и процветанию монашества. В это именно время кипчакские ханы выразили свою милость к русской церкви; Узбек и Чанибек оградили своими грамотами не только собственно духовен-ство, но вообще всех людей, принадлежащих к церковному ведомству. Тогда было приманчиво быть причисленным к церкви; это был единственный путь достигнуть более спокойной жизни. В то время как суровые отшельники осуждали себя на произвольную нищету, к основанным ими обителям стре-мились люди, желавшие сохранить свое скромное достояние или безопасно пользоваться плодами тяжелого труда своего. Одни, надевая на себя монаше-ское платье, действительно или же только видимо удалялись от семейной жизни, другие отдавали себя монастырям с семьями. Была еще и другая вре-менная причина, увлекавшая многих к монашеству. То была страшная зараза, опустошавшая несколько раз русские земли в XIV веке и описываемая со-временниками такими ужасными красками, что едва ли даже можно прини-мать буквально их известия: во всяком случае, при всех преувеличениях, не-сомненно, что эта зараза, несколько раз повторявшаяся, долго наводила ужас на русских людей и обращала их чувства и помышления к благочестию. И прежде было в обычае, что русский человек, чувствуя приближение смерти, думал загладить свои грехи пострижением в монахи и даже в схиму; теперь, когда никто не мог быть уверенным, что на другой день не подвергнется вне-запной смерти, многие и в молодых летах поступали так, как отцы их посту-пали, чувствуя смертельную болезнь: постригались в монахи и отдавали в монастыри свои имущества. Об этом сохранились положительные известия в наших летописях. "Тогда, - говорит летописец, описавший мор 1352 года, - многие, промышляя о своем животе и душе, шли в монастырь и постригались в мнишеский чин, сподобляясь ангельскому чину, и так предавали душу свою пришедшим за ними Ангелам, а тела свои отдавали гробу; другие же, готовясь в домах своих на исход души, отдавали имущества свои церквам и монастырям... Иные от богатства давали монастырям и церквам села, рыбные ловли, исады, чтобы иметь по себе вечную память". Наконец,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»