Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Архитектурные памятники Кремля: Царь-пушка и Царь-колокол

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


цапфы - выступы в средней части ствола с помощью которых их устанавливали на лафете. В старину эти выступы назывались вертлюгами. Над ними сверху помещались скобы, или дельфины, которые в XVI и XVII веках выполнялись в виде рыб.Эти скобы служили главным образом для перетаскивания и установки пушки. Важнейшей отличительной особенностью орудийных стволов, отливавшихся русскими мастерами в XVI-XVII веках, являлась их великолепная художественная отделка. Мастера, как правило, украшали их богатейшими орнаментами из трав, цветов и пространных надписей. Во многих случаях стволам орудий придавали оригинальную форму - иногда их делали в виде свитков, поверхность украшали изображением людей, животных и.т.п.

Известные нам орудия Андрея Чохова во многом отвечали устоявшимся традициям. И наконец, самое значительное произведение русских оружейных дел мастеров, одно из выдающихся творений Андрея Чохова - Царь- пушка. Она была отлита им в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича на Московском Пушечном дворе.

Длина этого оригинального орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола - 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула - 134 сантиметров, калибр - 890 миллиметров.

Ствол Царь-пушки, отлитый из высококачественной бронзы, имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, надписями.

Дульный и казенный обрезы ствола имеют высокие, выступающие над

Литой орнамент на лафете

Царь-пушки.

поверхностью пояса с фигурными пятилепестковыми розетками.

Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и

плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено восемь литых скоб, преднозначенных для укрепления канатов при перемещении пушки.

Выше передней правой скобы вылита надпись: "Божию милостию Царь и Великий Князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия ". Здесь же многие изображения увенчанного короной царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скиптером в руке.

На верхней части ствола отлиты две надписи: справа - " Повеле-нием благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича, государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и христолюбивой великой княгине Ирине"; с левой стороны - "Слита бысть сие пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов".

На казенной части оружия перед последним, задним, широким поясом в стволе имеется затравочное отверстие. А дальше, на самом краю ствола, вырублено: "2400 пуд". Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограммов. Это самая большая пушка в мире.

Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию. Заслуживает внимания то, что тело этого орудия не имеет важнейших элементов, присущих орудийным стволам того времени. У Царь-пушки нет цапф - цилиндрических приливов или передней части, которыми стволы укладывались на станины лафетов. Вторая особенность: отсуутствие на казенном срезе-торели винограда - приспособления в виде фигурного выступа. Виноград и дельфины, были необходимы для подьема пушечных стволов на лафеты и снятия их с них.

В древности Царь-пушку долгое время называли еще и "Дробовиком Российским", хотя на самом орудии в литой надписи оно названо "пушкой". Особая форма канала ствола Царь-пушки, отсутствие снаружи цапов и винограда позволяет сделать вывод, что этот великолепный образец литейного искусства конца XVI века хотя и близок к мортирам, но все же

относится к особому виду артиллерийским орудиям. Подобных ему среди сохранившихся русских артиллерийских орудий того времени нет.

Конструкция ствола позволяет предположить, что для стрельбы из этого орудия мог быть применен главным образом "дроб" - картечь. Ядра, которые лежат сейчас возле Царь-пушки, - декоративные, чугунные. Они отлиты в 1835 году на заводе Берда в Петербурге.

Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, однако, несомненно, что ее отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Царь-пушка является шедевром тяжелой крепостной артиллерии своего времени.

В течение почти четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. Как известно, вскоре после отливки и отделки ее поверхности она была привезена в Китай - город. Здесь ей было определено место на Красной площади около Лобного места.

Согласно документам, изданным в 1911 году, Царь-пушка находилась во дворе Арсенала и в начале XIX века уже была поднята на деревянный лафет. Во время событий 1812 года, при отступлении наполеоновских войск из Москвы, значительная часть Арсенала была взорвана, и Царь-пушка вместе с другими орудиями едва не пострадала.

Изучая ранние документы, можно предположить, что в 1812 году, во время знаменитого пожара в Москве, деревянные лафеты Царь-пушки, "Единорога" и других орудий, находившихся во дворе Арсенала, сгорели.

Для восстановления Кремлевского ансамбля после событий Отечественной войны 1812 года, в 1819 году в Москву был приглашен строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге А. Монферран. Осмотрев Кремль, он решил принять участие в работе по восстановлению кремлевских сооружений, которую уже проводила Комиссия для строений в Москве во главе с ее директором генерал-майором де Витте. По его проекту два самых больших артиллерийских орудия из хранящихся в Московском Кремле - отлитых Андреем Чоховым, Царь-пушка и "Единорог" мастера Марьяна Осипова - должны были стать центром монументальной композиции и занять место у главных ворот Арсенала. Оба эти орудия изображены на поекте, уложенными на деревянные, окрашенныев зеленый цвет лафеты с железными черными оковками.Однако такой памятник не был создан.

Идея установления двух артиллерийских гигантов - Царь-пушки и

"Единорога" на лафеты вновь была высказана впоследствии. Тогда же снова был поднят вопрос о сооружении в Кремле памятника в честь

победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

По свидетельству директора Комитета де Витте, первоначальные

рисунки для лафетов к Царь-пушке и "Единорогу" были исполнены академиком Российской академии художеств Александром Павловичем Брюлловым. По-видимому, к созданию эскизов лафетов он приступил в 1832 году по возвращении из Парижа.

Чертежи, необходимые для изготовления лафетов к Царь-пушке и "Единорогу", были выполнены самим де Витте. Изготовить лафеты в Москве не удалось. Поэтому де Витте направил запрос в военно-учетный комитет военного министерства об условиях изготовления лафетов и о необходимых материалах. Председатель военно-ученого комитета генерал-лейтенант Гогель распорядился составить специальную "ведомость" о нужном количестве чугуна, которое было определено специалистами в 2106 пудов.

Артиллерийский департамент сообщил об этом командующему русской артиллерией. Последний распорядился запросить казенный Александровский завод в Петрозаводске о стоимости изготовления лафета, на что было получено заключение, что каждый лафет будет стоить 3 тысячи рублей. Но от исполнения этого заказа завод отказался из-за перегрузки другими работами.Тогда исполнение заказа было предложено владельцу судостроительного завода в Петербурге Берду. Берд принял заказ, определив стоимость каждого лафета в 6 тысяч рублей, а их дальнейшую перевозку в Москву - в 4 тысячи рублей. Любопытно отметить, что Берд вместо денег просил артиллерийский департамент возместить ему эту сумму металлом - "чугуном в негодных снарядах".Уже 16 февраля 1835 года Берд сообщил о полной готовности лафетов, уже окрашенных и приготовленных к отправке в Москву.

Для того чтобы поставить древние орудия, отличающиеся огромным весом, на лафеты, нужны были опытные мастера. За дело взялся подрядчик из крестьян Михаил Васильев, который за всю работу "выпросил" 1400 рублей ассигнациями. Он выторговал также, чтобы ему были отданы после окончания работ бывшие "лагеря", на которых эти орудия лежали.

Итак, в 1835 году оба старинных артиллерийских орудия - Царь-

пушка ("Дробовик") и "Единорог", отлитые мастерами высокого класса Андреем Чоховым и Мартьяном Осиповым - получили новые лафеты и заняли свои места у главных ворот Московского Арсенала в Кремле. В том же году последовало распоряжение выкрасить лафеты "под бронзу".Вскоре было принято решение об установлении перед Арсеналом еще двадцати исторических орудий, хранившихся в его дворе.

В 1837 году родилось предложение разместить все старинные орудия у здания Оружейной палаты, в том числе и Царь-пушку, "Единорог" и "Троил". Это предложение в одном из документов мотивировалось таким образом: "...рассматривая орудия 1812 года как трофей, напоминающий собою одно из самых важнейших событий в России, и орудия древние, как предмет собственно достопамятности ... один необходимо отделить от других и поместить: первые вдоль главного фасада Арсенала, последние перед Оружейною палатою. Поставление старинных орудий у палаты будет прилично и соответственно уже по тому, что само здание ее назначено для хранения достопамятностей".

В 1843 году Царь-пушка"переехала" от главных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»