Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Высокопетровский монастырь

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


“История

Высокопет-ровского

монастыря.”

Мо-настырь Высокопетровский.

(Петровский, Петра Великого или Петровский на Высокой)

Мужской, 2-ого класса необщежительный монастырь. Упоминается с 1377 года, когда будущий его настоя-тель архимандрит Иоанн сопровождал посланца Рус-ской православной церкви Митяя (Михаила) в Кон-стантинополь для положения сана митрополита.

Согласно легенде и записи в Степенной книге в 1326 году, великий князь Московский Иван Данилович Ка-лита, проезжая по берегу реки Неглинной, мимо Вы-сокой слободы, принадлежавшей, по приданию, боя-рину Кучко, вдруг увидел перед собой высокую гору, покрытую белым искрящимся снегом. Через мгнове-ние снег исчез, а затем исчезла и гора. Когда князь поделился увиденным с митрополитом Петром, то по-следний рассудил так: гора - это князь, снег - митро-полит Петр, и, поскольку снег мгновенно растаял, то, стало быть, митрополит уйдет из жизни раньше кня-зя.

Считают, что в память о видении Иван Данилович Калита повелел поставить на этом месте церковь Бо-голюбской Божьей Матери, строительство которой завершили в 1379 году. Она и стала основой для соз-дания монастыря, основание которого принадлежит внуку Ивана Даниловича Калиты - Дмитрию Донскому по возвращении с Куликова поля в 1380 году.

Однако есть и другая версия, согласно которой мона-стырь основан еще при жизни митрополита Петра и назывался Петропавловским. Следовательно, тогда на месте новой обители была установлена церковь, а также жилища для ее насельников. Известно также, что митрополит Петр скончался в 1326 году, отсюда значит, если следовать этой версии, что монастырь был основан в 1326 году, вскоре после того, как кня-зю Ивану Даниловичу Калите представилось видение. Видимо, у князя и митрополита были основания не/ откладывать строительство монастыря на следующий год. И далее: Иван Калита велел заложить церковь, но во имя святых апостолов Петра и Павла, а не Бо-голюбской Богоматери.

Отсюда и наименование Петропавловской обители. Это предположение подтверждается тем, что через 14 лет умер и сам князь Московский Иван Данилович Калита.

Если следовать информации, что строительство церкви, заложенной им, закончено в 1379 году, т.е. через 53 года, то следовательно, и создание мона-стыря должно было растянуться на эти годы. В то же время по архивным материалам монастырь уже упо-минается с 1377 года т.е. за два года до завершения строительства церкви Боголюбской Божьей Матери.

Сопоставляя эти даты, убеждаешься в обосновании предположения о создании монастыря в 1326 году, тем более что на строительство деревянной церкви требовалось всего несколько дней, но никак не пол-века.

В этой связи становится правомерным предположе-ние, что церковь Боголюбской Божьей Матери по-строил внук Ивана Калиты - Дмитрий Иванович в 1379 году, незадолго до выхода его на Куликово поле, как гаранта победы, а не по его возвращении.

Москва при своем основании заключалась в одном Кремле. Затем, когда умножилось число жителей, и город сделался столицей сперва княжества Москов-ского, а потом и всего государства Российского, обы-ватели начали строиться около Кремля, и это их по-селение называлось Посадом, из коего в 1534 году образовался Китай-город. Но, как и вне Китай-города было уже довольно много строений, то эти строения назывались Московскими слободами или загородья-ми, которые преимущественно образовывались из разных предместий, жалованных боярам царями. К царствованию Федора Ивановича, ( годы правления 1584 - 1598 гг., последний представитель династии Рюриковичей )сына Ивана Васильевича Грозного, мо-сковские слободы или загородья, значительно рас-пространились. Желая оградить и эту часть Москвы от нашествия врагов, повелено было обнести ее ка-менной стеной.

Работа началась 1587 году и окончена в два с не-большим года. Она произведена русским зодчим Фе-дором Конем. Стена начиналась от нынешнего Яуз-ского моста вокруг Китай-города неправильной дугой поперек нынешних улиц: Покровки , Мясницкой, Сре-тенки , Петровки , Тверской , Никитской , Арбата и Причистинки , и за этой последней улицей у бывшего Алексеевского девичьего монастыря (позднее храм Христа Спасителя) стена упиралась в Москва - реку .

Все, что находилось внутри за стеной получило на-звание - Белый город. Стена Белого города имела девять ворот и одни из них получили название Пет-ровских, так как находились напротив Высокопетров-ского монастыря. Стена была построена по инициати-ве Бориса Годунова, который был фактический пра-витель Русского государства, с 1597 до 1600 года — царь России, и когда было окончено строительство, монастырь оказался в черте города, южнее Петров-ских ворот, от которых шла дорога - прародительница улицы Петровки.

В 1493 году, после Никольского пожара, монастырь был сильно разорен и долгое время не мог привести свое хозяйство в порядок. Но вот в 1505 году по ве-лению князя Московского Василия Ивановича в связи с его восшествием на престол монастырь перестрои-ли и, как указывает Амвросий в “Истории российской иерархии “, назвали Петровским на Высоком в честь митрополита московского Петра. После смерти ми-трополит был причислен к лику святых, а мощи его навечно положили в церковь Боголюбской иконы Божьей Матери. Однако через девять лет после переименования обители эту маленькую церквушку разобрали за ветхостью, а на ее месте итальянский архитектор Алевиз Новый построил восьмилепестковый каменный храм (1514 - 1517) , но уже с престолом во имя святого Петра Митрополита.

XVII столетие занимает особое место в истории на-шей страны. Это было время зарождения новых от-ношений в экономике, окончательного оформления крепостнической системы и вместе с тем крестьян-ских войн, иностранной интервенции, многочисленных городских восстаний.

В 1612 году монастырь был оплотом борьбы с поль-ской шляхтой. Как только Москва освободилась от ли-товско - польских интервентов , вокруг обители воз-вели каменные стены с восточными и западными во-ротами, а в 1634 году , по всей вероятности с согла-сия митрополита Филарета ( в миру Романов Федор Никитич (1554 - 55 - 1633), государственный деятель , патриарх с 1619г., отец первого царя из династии Ро-мановых — Михаила. В 1610 г. учавствовал в свер-жении царя Василия Ивановича Шуйского. При Ми-хаиле стал фактическим правителем страны. Похоро-нен в Успенском соборе Кремля. ) в севернее храма святого Петра поставили маленькую деревянную цер-ковь Покрова Пресвятой Богородицы , надо полагать , в честь возведения его сына Михаила Федоровича на царский трон .

Без малого еще через полсотни лет в этой церкви за-хоронили братьев царицы Натальи Кирилловны На-рышкиной (матери Петра 1) Ивана и Афанасия, уби-тых стрельцами во время восстания в Москве в мае 1682 года. Восстание 1682 г. “ Хованщина “ (по имени князя И. А. Хованского, руководителя стрелецкого движения, начальника Стрелецкого приказа) , анти-феодальное восстание , главным образом стрельцов и солдат Москвы, явилось следствием усиления фео-дально - крепостнического гнёта , роста злоупотреб-лений боярско - дворянской администрации и притес-нений стрельцов и солдат. Восстание 1682 года было облегчено борьбой за власть в правящей верхушке. Брожение в стрелецких полках вымелось в восстание, ускореное смертью царя Федора Алексеевича (27 ап-реля 1682 года ).Оплакивая братьев, царица решила построить над их могилами большой каменный со-бор. Выполняя ее волю, в 1684 году на месте разо-бранной церкви Покрова заложили пятиглавый храм во имя Боголюбской Божьей Матери. Строительство шло ускоренными темпами и уже на следующий год митрополит Иоким в присутствии Натальи Кириллов-ны освятил собор, а через некоторой время отслужи-ли торжественную панихиду по убитым братьям, гробницы которых установили в обширной трапезной.

Следует заметить, что с обретением единовластия в 1689 году, Петр 1 уделял монастырю особое внима-ние. После завершения строительства Боголюбского собора начались большие работы по обновлению мо-настыря. Правда, еще продолжалась постройка собо-ра святого Петра Митрополита, которую царица за-теяла в ознаменование победы ее сына Петра 1 над его старшей сестрой Софьей (дочерью первой жены царя Алексея Марии Ильинечны Милославской). В процессе работ вокруг собора возвели галерею - гульбище, огражденную парапетом, придавшую зда-нию особую стройность. Открытие собора состоялось 8 мая 1690 года.

Большое строительство развернули в юго - за-падной части монастыря на территории бывшей усадьбы Нарышкиных, пожертвованной обители в оз-наменование рождения наследника престола Петра Алексеевича в 1715 году.

На подклети каменных палат построили кирпич-ный корпус Братских келий, ограничивающих терри-торию монастыря по линии Петровской дороги и Ста-ро - Серебряного (ныне Крапивенского) переулка. Но-вый корпус своей оригинальной отделкой каменных наличников, сплошного ряда окон на фасаде второго этажа, расчлененного на равные части колонками, подчеркнуто строгой линией карниза, придал всему ансамблю монастырских построек особую красоту и изящество.

Праздничность декора верхнего этажа Братских келий усиливает скупость оформления первого этажа, расчлененного широкими лопатками на равные части с прорубленными в них окнами - бойницами. Он как бы продолжает плоскость прясел монастырских стен опоясывающих территорию.

Внутри двора на уровне первого этажа арочная галерея Братского корпуса, соединенная с галереей церкви Сергия Радонежского, образует архитектурное единство южной хозяйственной части обители.

Тогда же в 1690 году, в память о спасении моло-дого Петра в Троице - Сергеевом монастыре 8 авгу-ста 1689 года от расправы восставших стрельцов,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»