Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Высокопетровский монастырь

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


стрельцов, за-ложили южнее собора святого Петра большую теплую пятиглавую трапезную церковь во имя Сергия Радо-нежского ( Сергий Радонежский (около 1321 - 1391) — основатель и Троеце - Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально - ос-вободительную политику Дмитрия Донского) и завер-шили ее строительство 1694 году. После освещения 1 декабря 1695 года она была открыта для насельников обители и прихожан.

Величественное трехярусное здание храма с двухэтажной трапезной палатой, окруженное строй-ным арочным гульбищем на уровне второго этажа, с декорированными белым камнем наличниками окон, колонками и карнизами стало украшением двора мо-настыря. В дальнейшем трапезная церковь регулярно подновлялась (1777 , 1778, 1808, 1896 гг.), а в 1836 году в ней устроили предел святого Алексея Митро-полита (меирополит Алексий (1290 - 1378) поддержи-вал политику московских князей. Фактический глава московского правительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском) ) , а несколько позднее - придел святого Митрофания Воронежского.

До развертывания крупного строительства в мо-настыре в 1680 году начали возводить святые трех-арочные ворота. Как только в 1691 году над ними по-ставили “ нарышкинский “ четверик , туда сразу же переместили церковь Покрова Пресвятой Богородицы , а к 1694 году над воротами возвысились стройные ярусы восьмигранной колокольни - звонницы с луко-вичной главкой , установленной на изящной шейке . Строительством колокольни и каменных стен компо-зиционно и архитектурно завершили западную сторо-ну монастырского ансамбля , которым вот уже 300 лет любуются москвичи . Причем все затраты на обнов-ление и строительство оплатили Нарышкины .

В 1744 году по желанию стас - дамы Нарышкиной Анастасии Александровны по проекту архитектора И.Ф.Мичурина заложили церковь Толгской иконы Божьей Матери . Небольшой храм , строительство ко-торого завершилось через 11 лет , дожил до наших дней и стоит между колокольней и Братскими келья-ми , встроенный западной стороной в прясло стены .

Спустя десятилетие (1753 - 1755)над южными во-ротами , выходящими в Крапивенский переулок , ря-дом с Братскими кельями поставлена церковь святого Пахомия Великого . После пожара 1812 года ее уп-разнили и передали под хранилище фондов епархи-альной библиотеки . Но 13 сентября 1914 года на средства некой Ф.В.Лесковой восстановили , но освя-тили уже во имя святых апостолов Петра и Павла . Все возвращается на круги своя .

В одном из пролетов Святых ворот соорудили ча-совню Казанской иконы Божьей Матери . Казанская Божья Матерь явилась в городе Казани в 1579 г . эта икона была найдена земле под печью згоревшего до-ма, завернутая в старое сукно. На месте явления её выстроен женский монастырь. Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, ко-торый с ополчением вступил в столицу в 1613 году и освободил город от поляков. По изгнанью врагов князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божьей Матери, где и по-ставил икону (храм, разрушен в 1930 г . ныне воста-новлен). Эта икона сейчас находится в Петербурге в Казанском соборе.

Известно , что в конце 19 века художник М.В.Нестеров в одной из церквей обители написал портрет архиепископа Антония Волынского (Храпо-вицкого)- потомка знаменитого стас - секретаря Ека-терины второй , автора известных записок об отделе-нии церкви от государства . Изображен он был стоя-щим на амвоне перед царскими вратами и произно-сящим проповедь . Очевидцы свидетельствуют , что портрет был очень красив по колориту: цвета церков-ного облачения - черный и белый перекликались со сверкающим окладом иконостаса .

Монастырь принадлежал к числу богатых особен-но в 17 - 18 веках . В его подчинении находились зе-мельные вотчины и мелкие загородные монастыри . Если в 1678 году за ним числилось 519 крестьянских дворов , то через 22 года их уже было 612 . К 1744 го-ду монастырь владел 5998 крестьянами . Правда , после реформы Екатерины второй за ним к началу 20 века оставалось всего 50 гектаров пахотной земли . Губернская реформа 1775 г . и “ Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства “ представили этому сословию, моно-польное право на владение крестьянами и землей. В то же время на содержание обители государственная казна ежегодно выплачивала жалованье в сумме 1249 рублей 37 копеек . Какой-то доход приносили также вклад и пожертвования прихожан .

Петровская обитель получила архимандрию во второй половине 17 века с правом участия в деятель-ности церковных соборов . Во времена секуляризации в 1764 году ее причисляли ко второму классу с возве-дением в степень ставрогиального монастыря (Став-рогиальный монастырь — находящийся в прямом ве-дении патриарха или Синода), а с 1775 года он стал епариальным . В его помещениях разместили духов-ный цензурный комитет и склады , а позднее и епар-хиальную библиотеку Московского общества любите-лей духовного просвещения .

Нельзя не отметить и тот факт , что в период эпидемии чумы 1771 года в монастыре открыли ка-рантин и лечебницу . В сентябре 1812 года трибунал французского маршала Мортье казнил несчастных горожан , подозреваемых в поджогах , и тут же у коло-кольни их хоронили . Обитель разграбили , святыни осквернили . Лишь через 50 лет была восстановлена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Итак , после стрелецкого бунта 1682 года Бого-любская церковь стала усыпальницей бояр Нарышки-ных . Первыми , как упоминалось , здесь были погре-бены дяди Петра 1 - Иван и Афанасий , над могилами которых он в 1690 году поставил белокаменные гробницы . Здесь же покоятся его бабушка - Анна Ле-онтьевна и мать - Наталья Кирилловна , скончавшая-ся в 1694 году 43 лет от роду . Сюда же привезли из Кирилло - Белозерского монастыря тело его деда Ки-рилла Полуэктовича , умершего при загадочных об-стоятельствах 30 апреля 1691 года. В 1662 году сто-ронники Милославских насильно постригли его в мо-нахи и сослали в далекую обитель . По желанию Петра останки Кирилла Нарышкина захоронили в склепе часовни , поставленной по этому случаю ря-дом с собором Боголюбской Божьей Матери . К концу 19 столетия в соборе было 18 памятников - гробниц , не сохранившихся до наших дней . Тогда они распо-лагались в трапезной по три в ряд - девять мужских справа и девять женских слева . На надгробных кам-нях - черные дощечки с надписями . После 1771 года здесь уже не хоронили .

Согласно решению Моссовета , монастырь за-крыли в 1926 году . Церкви же его закрывали пооче-редно: в 1921 году - Сергия Радонежского , в 1926 го-ду - Покрова Пресвятой Богородицы и где-то ближе к осени 1927 года - Боголюбской Божьей Матери . По-следнюю вечерню в ней отслужил владыка Варфоло-мей . Самой последней в 1928 году прекратила сосу-ществование часовня Казанской иконы Божьей Мате-ри .

Итак , какие памятники архитектуры особенно ценны на территории Высокопетровского Монастыря? Ансамбль включает в себя комплекс памятников ар-хитектуры , построенных главным образом на средст-ва бояр Нарышкиных конец 17 века - начало 18 века . В прясла стен вписаны Нарышкинские палаты - вели-колепный памятник московского борокко , а также также трапезная и некоторые другие строения . В центре ансамбля - главный храм , кубический объем которого увенчан пятиглавием , возведен в 1684 году над родовой усыпальницей Нарышкиных . Рядом церкви Сергея Радонежского (1629 год) и Петра Ми-трополита (1690 год). В ансамбль входят памятники и 18 века: миниатюрная Томская церковь (середина 18 века , архитектор Мичурин И.Ф.) , надвратная церковь Пахомия и надвратная ярусная церковь “ под колоко-лы “ . Ансамбль в стадии научной реставрации , руко-водитель работ - архитектор Б.Дедушенко . В Нарыш-кинских палатах - экспозиция Государственного Лите-ратурного музея , посвященная истории русской ли-тературы от 18 века до 1917 года .

Как мы уже отмечали, к монастырю вела Петров-ская дорога - прародительница улицы Петровки (од-ной из немногих московских улиц никогда не меняв-шей своего названия) . Петровка и сама является па-мятником архитектуры . Она шла от стен Китай-города и перспективу улицы замыкает ее главная вертикаль - многоярусная колокольня Высокопетров-ского монастыря . В начале Петровки частично сохра-нился дом , принадлежавший в первой половине 18 века поэту и философу А.С.Хомякову (1822 - 1824 го-ды , архитектор О.Бове , надстроен 1866 году) . Квар-тал напротив занимает ЦУМ . Старый корпус был возведен для магазина крупных торговцев “ Мюр и Мерилиз “ (1909 год , архитектор Р.Клейн) . Фасады оформлены в готическом стиле . Стрельчатые окна , башенки , детали декора причудливо сочетаются с огромными витринами и каркасной конструкцией . Че-рез Кузнецкий мост дом 8 построен для французской виноторговой фирмы Депре (1900 год , архитектор Р . Клейн) . К нему примыкает дом с высокими арками . Это Петровский пассаж , с двумя двухъярусными тор-говыми линиями (1906 год , архитектор Калугин С.) . Рядом бывшая усадьба Раевских (начало 19 века) . На соседнем участке два пышно декорированных до-ма (1870 год , архитектор Б.Фрейнберг , инженер К.Шестаков) . Угловое со Столешниковым переулком здание с широкими окнами и четким пятиэтажным и вертикальным членением фасадов - бывший дом страхового общества “ Якорь “ (1902 год, архитектор Э.Розен) . Соседнии по Петровке многоэтажные дома: с эркерами (1913 год , архитектор Г.Гельрих) и с вы-сокой аркой (1899 год , архитектор И. Кондратенко) . Расположенное напротив угловое здание с мощной колонадой (1914 год , архитектор И.Иванов - Шиц) . Эти дома определяют характер застройки централь-ной части улицы . По левой строне за литой оградой бывший дом купца Кирьякова (конец 18 века , архи-тектор М.Казаков) . Рядом дом бывшего купца Губина . Украшенный аркадой и колоннадой коринфского ор-дера , он отличается изяществом пропорций и гармо-ничностью (конец 18 века , архитектор

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»