Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Городское хозяйство Москвы 1725-1800

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


и Московский Андреевский - для содержания душевнобольных на средства их родственников. Так как постройка доль-гауза задержалась, Андреевский монастырь и стал местом содержания душевнобольных в Москве.

В наказе жителей Москвы депутату в Комиссию 1767г. высказыва-лось пожелание, чтобы в городе ”по благоизобретению устроено было особливое место для содержания в оном обоего пола сумасшедших , с определением приличного на то содержания”. В 1773г. последовало распоряжение об устройстве в Петербурге, Москве и Казани особых мест для содержания душевнобольных. В отношении Москвы этот указ был реализован только к 1785г, но из практики Тайной экспедиции при Екатерине II видно, что действительно больные и те, кого правительство по политическим соображениям объявляло ”безумными”, отсылались главным образом в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где они содержались в полной изоляции.

Недовольство трудящихся масс Москвы своим тяжелым положением заставляло правительство проводить некоторые мероприятия социаль-ного характера. Важнейшими из них были надзор за продажными цена-ми на съестные припасы и организация учреждений общественного при-зрения.

Попытки правительства регулировать цены на съестные припасы в Мо-скве отражают постоянное опасение того, что дороговизна продуктов, особенно хлеба , может быть поводом к народным волнениям.

Уже в 1749г было предписано продавать в Москве продукты ”настоя-щими ценами” и ежедневно подавать об этих ценах ведомости. Ряд мер был принят в этом направлении с 1762г. В феврале была отменена за-пись на заставах крестьян, приезжающих в Москву с хлебом и разными съестными припасами, приводившая к волоките и всевозможным побо-рам. Когда в 1762г в Москве поднялись цены на хлеб, а особенно на овес и сено, и возникло опасение,что,ввиду ожидаемого приезда в Москву двора, цены могут подняться , то 3 сентября того же года последовал указ, воспрещавший повышать цены на съестные и прочие жизненные припасы. В ноябре 1767 был подтвержден февральский указ 1762. Од-нако цены на продукты продолжали рости, и не только в 1762г, но и в по-следующие годы. Этим был продиктован пункт 11-ый наказа жителей в Комиссию 1767г., в котором говорилось:”...Мы и без всеподданейшего нашего о том прошения, в рассуждении нужднаго к пропитанию жителей количества во всяком хлебе, надеемся о снабжении нас такими всеми-лостивейшими установлениями, учреждением публичных магазинов и прочих тому пособствующих средств, чтоб хлебу ни в какое время не-достатка и тягостной дороговизны быть не могло”.

В начале 1770-х годов правительство и московские власти боялись на-родных волнений в городе в связи с приближавшейся к Москве кресть-янской войной. Между тем большой неурожай 1773-1774 гг. вызвал рост цен на хлеб. Встревоженная этим известием Екатерина II распоряди-лась, чтобы московский губернатор не допускал повышения цен на съестные припасы в Москве и Московской губернии. Он должен был обеспечить привоз хлеба в Москву из Воронежской и Белгородской гу-берний.

В 1785-1792гг московские главнокомандующие систематически, каждую неделю, сообщали правительству о ценах на хлеб, крупу, мясо,сено и дрова. Из донесений главнокомандующих видно, что цены в Москве на жизненные припасы за указанные годы были крайне неустойчивы. Они менялись не только по годам, но и по месяцам одного и того же года, в зависимости от общегосударственной экономической конъюнктуры, а также от сезонных явлений и местных экономических и природных ус-ловий. Одним из важнейших факторов , влиявших на колебания цен и общий их рост к концу 18 века , был неустойчивый курс ассигнаций , впервые выпущенных в 1768 году ; к концу столетия этот курс упал до 68 12 копеек за 1 рубль.

Подъем цен в 1786 - 1787 гг. был вызван неурожаем в эти годы в цен-тральных губерниях России. Уже 8 июня 1786 г. главнокомандующий в Москве граф Брюс доносил , что цены на хлеб растут , так как озимый хлеб в Московской губернии , начиная от Калуги , Тулы и далее вокруг Москвы, почти совсем пропал . Запасов в лавках было недель на шесть. Брюс предупреждал , что цены поднимутся еще больше. 23 ок-тября 1786 г. последовал указ об открытии в Москве запасного магази-на для продажи хлеба. Магазин открывался “для отвращения недостат-ка в хлебе и возвышение цен на оный” . На закупку хлеба из Ассигнаци-онного банка было выдано 60000 рублей.

Данные за 1786 - 1788 гг. , когда магазин действовал (о его работе в последующие годы сведений не имеется), показывают, что сколько - ни-будь заметного влияния на рыночные цены на хлеб существование та-кого магазина не оказывало. Четверть ржи, стоившая в 1782 г. 1 рубль 30 копеек , в 1787 г. поднялась до 7 рублей - 7рублей 25 копеек. Намного поднялась за эти годы цена пшеницы: с 3 рублей 30 копеек (за четверть) в 1782 г. до 7 рублей - 8 рублей 50 копеек осенью 1787 г. С конца 1788 г. цены на указанные продукты стали понижаться, но так и не вернулись к уровню 1782 г., и в 1793 - 1796 гг., например, четверть ржи стоила от 3 рублей 75 копеек до 4 рублей 50 копеек.

Организация общественного призрения в Москве отражало общее соци-ально-политические условия и социальную политику правительства.

До середины 18 в. единственному учреждению в Москве, призревав-шим нуждающихся и бездомных , были по-прежнему богадельни, кото-рые устраивались обычно в деревянных избах при церквах и монасты-рях.

Во второй половине 18 в. правительственные мероприятия по во-просам общественного призрения были скорее широковещательными декларациями, чем реальной помощью населению. Об обеспечении не-имущих говорилось в общей форме и в наказе жителей Москвы в Ко-миссию по составлению нового Уложения. Авторы наказа писали, что устранить бедность и нищету невозможно. Наказ просил о “высочайшем призрении” нищих и увечных , “с различием от праздношатающихся бродяг и тунеядцев”. Этот пункт соответствовал тем высказываниям, с которыми выступала сама Екатерина II . Но выполнение его потребова-ло бы таких обширных мероприятий , на которые правительство и не думало пойти.

В 1761г. последовал указ о ”назначении монастыря в Москве для при-зрения в оном вдов и сирот заслуженных людей”. Имелось ввиду при-способить для этого Ивановский или какой-нибудь иной монастырь. В 1765 г состоялся новый указ ”о содержании в С.-Петербурге и в Москве особливых богаделен для призрения людей обоего пола, престарелых и увечных”. Был установлен для Москвы штат содержимых в богадельнях в 1000человек. ”Богаделенным” людям выдавалось скудное содержа-ние-- по 1 копейке; состоящим в обер-офицерских чинах с их женами-- по 4 копейке в день. Всего в Москве на выдачу кормовых денег и на строение богаделен расходовалось в год 15144рубля. Оставшимся за штатом полагалось выдавать в год по 6 рублей--- опять-таки крайне ог-раниченную сумму.

В связи с губернской реформой в 1775г последовал указ об учреждении в Москве, под ведомством полиции, богадельни, рассчитанной на 100 человек, с выдачей на каждого по 4 копейки в день. В том же году в Мо-скве был учрежден на Божедомке Инвалидный дом для неимущих от-ставных штаб- и обер-офицеров. С этой целью был куплен дом графа Салтыкова и отпущено 2 тысячи рублей на его ремонт. Инвалиды со-держались на проценты с капитала в 25000рублей, который был отпу-щен из коллегии экономии. Дом для инвалидов был открыт в 1779г.. Впоследствии это здание было использовано для устройства Екатери-нинского женского института.

По данным 1782г, в богадельнях , содержимых Коллегией экономии и частными лицами при церквах, числилось всего около 700 человек. В 1785г., очевидно в связи с жалованной грамотой городам, было пред-принято умножить число богаделен в Москве и увеличить в них число мест. Для покрытия расходов на это дело( а также на больницы и народ-ные училища) к городским доходам причислялись сборы с торговых бань. В 1796г в Москве в разных местах города было 32 богадельни, но количество призреваемых в них неизвестно. Все эти факты показывают, что круг призреваемых в богадельнях был очень ограничен: правитель-ство заботилось об обеспечении офицеров-инвалидов и сирот ”заслу-женных” чиновников.

Организация призрения престарелых и увечных ”Купеческим общест-вом” Москвы носила также узко-сословный характер. При московском магистрате было несколько богаделен , устроенных московским купече-ством, в которых в 1784г содержалось 270 ”богаделенных людей” обоего пола из московского купечества и мещанства. К этому времени здания богаделен пришли в большой упадок , и среди купечества была открыта подписка на их ремонт и другие нужды; подписка дала только 1837 руб-лей. Приказ общественного призрения предложил гильдии московского купечества “учинить объявленным богаделенным людям разбор”; трудо-способных уволить, а увечных и престарелых прислать в приказ для по-мещения их в Преображенский богаделенный дом. В 1791г. переведено было только 75 человек, и с тех пор это число оставалось предельным комплектом призреваемых за счет купечества.

Одним из мероприятий, отражавших уродливость социальных поряд-ков, особенно резко проявлявшихся в таком большом городе, как Моск-ва, было создание Воспитательного дома в Москве для “приносных “ и беспризорных детей. Указ об учреждении Воспитательного дома был издан 1 сентября 1763г. Закладка Воспитательного дома состоялась 21 апреля 1764г. Через несколько лет при нем был учрежден госпиталь для неимущих родильниц. Число детей, приносимых в Воспитательный дом, быстро возрастало. В 1764г было принято 523 ребенка, в 1765г — 793, а в 1767г--уже 1089. Но вследствие скудости отпускаемых средств, плохого медицинского надзора, недостатка в кормилицах и тесноты и духоты в отделениях для грудных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»