Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Известные Москвичи в сатире

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


бежит.

С камергерским своим бантом

Всех нас со смеху морит.

Этот князь Голицын в конце XVIII и в начале XIX веков славил-ся своими забавными и удачными карикатурами на тогдашнее об-щество; в молодую свою пору он был соперником Карамзина по части сердечных похождений.

Карамзин.

По рассказам одного из современников, нашего историографа, последний, проживая в то время в Москве, вёл образ жизни, общий всем молодым людям: вставал рано, в 6 часов утра, одевался если не во фрак, то в бекешу, в сюртуке его редко видали, и шёл в конюш-ню, смотрел свою верховую лошадь, заходил в кухню поговорить с поваром, затем возвращался в кабинет и занимался там до 12 часов, завтракал и потом ехал верхом, обыкновенно по бульварам; здесь встречали его друзья, и они ехали вместе.

Ни в какое время года -ни осенью, ни зимою, ни в дождь, ни в ветер -прогулка эта не прерывалась. Зимою костюм Карамзина был следующий: бекеша подпоясывалась красным шёлковым кушаком, на голову надевалась шапка с ушами, на руки -рукавицы, на ноги -кеньги; так что ноги с трудом входили в стремена. Прогулка длилась час. в гости он ездил редко, и то к людям самым близким. Говорил Карамзин тихо, складно, в спорах не горячился. Взгляд его на вещи был добрый и снисходительный, хотя вместе с тем в нём было глу-бокое чувство правды и независимости; росту Карамзин был средне-го; видом он был худощав, но не бледен; на впалых щеках его играл румянец здоровья, свежие губы и приятная улыбка выражали при-ветливость его играл румянец здоровья, свежие губы и приятная улыбка выражали приветливость, а в светло-карих его глазах виден был ум и проницательность. В сорок лет волосы у него уже редели, но не серебрились ещё, и он их тщательно зачёсывал. Одевался он просто и всегда опрятно. Обыкновенно на нём был белый галстук, белые гофрированные манжеты, жилет с полустоячим воротником, казимировый; оранжевого цвета, с узорами панталоны и сапоги с кисточками. У него не было камердинера, а горничная Наташа; гар-дероб его висел в кабинете в переднем углу; в стену были вбиты гвозди, и на них висели шуба, шинель или, по-тогдашнему, капот, бекеша, кушак и шапка. Карамзин был необыкновенно любезен со всеми, поклоны отдавал первый, тихо снимал шляпу и т. д.

Болховская.

Французские новые моды перешли к нам в конце позапрошлого столетия. Первые поклонницы мод произвели на улицах целую сен-сацию.

Одна из таких модниц -это жена известного тамбовского поме-щика и коннозаводчика Болховская; вот что писал о неё бульварный

песнопевец:

Вот летит и Болховская,

Искрививши правый бок,

Криворукая, косая,

Точно рвотный порошок.

Да и младшая сестрица

Не уступит ей ни в чём,

Одинаких перьев птица,

Побожиться можно в том...

Левашевы.

Белокаменная в то время была особенно обильна девицами. Князь Вяземский говорит, что в Москве на одной улице проживали княжны-девицы, которые всякий день сидели каждая у особенного окна и смотрели на проезжающих и проходящих, выглядывая себе суженого; Копьёв сказал о них: «на каждом окошке по лепешке», -и с тех пор другого имени им не было как княжны-лепёшки. В допо-жарной Москве жили ещё старые девицы, три сестры Левашевы. Их прозвали «тремя парками». Эти три сестрицы были непременными посетителями всех балов, всех съездов и собраний. Как все они не были стары, но все же третья была меньшая из них; на ней сосредо-тачивалась любовь и заботливость старших сестёр, они не спускали с неё глаз, берегли её каким-то материнским чувством и не позволя-ли ей выезжать одной из дома. Приезжали на бал они первые и уез-жали последние. Кто-то раз заметил старшей:

-Как это вы, в ваши лета можете выдерживать такую трудную жизнь? Неужели вам весело на бале?

-Чего тут весёло, батюшка, -отвечала она. -Но надобно иногда и потешить нашу шалунью. «Шалунье» было уже 62 года.

Шепелевы.

Из больших московских модниц в то время была жена Д. Д. Шепелева, известного впоследствии героя Отечественной войны 812 года; про эту модницу пел бульварный борзописец следующее:

Дальше взоры поражает

Блеск каменьев дорогих...

Шепелева то блистает

В пышных утварях своих.

Муж гусар её в мундире

Себе в голову забрал,

Что красавца, как он, в мире

Ещё редко кто видал...

Усы мерой в пол-аршина

Отрастил всем напоказ,

Пресмешная образина

Шепелев в глазах у нас...

Этот Шепелев отличался большою напыщенностью и говорил со всеми высокопарным слогом. Шепелевы были очень богаты; бо-гатство они получили от жён: один Шепелев был женат на дочери железного заводчика Баташева, а другой на племяннице князя По-тёмкина Надежде Васильевне Энгельгардт.

Баташева.

Описана бульварным стихотворцем урождённая Баташева, по-следняя отличалась еще наивностью в разговорах. Так, возвратив-шись из-за границы, она рассказывала, что в Париже выдумали и ввели в большую моду какие-то прозрачные рубашки, о которых она отзывалась с восторгом:

-Вообразите, что это за прелестные сорочки: как наденешь на себя, да смотришься, ну так-таки всё насквозь и виднёхонько!

Далее пиит на бульваре видел молодого человека, вышедшего из купечества в гусарские офицеры, собою очень красивого, любезно-го, вежливого, принятого в лучшие дома и известного в Белокамен-ной по долголетнеё связи с одною из милейших московских барынь. Пиит рисовал её следующими строфами:

Гусятников и Орлов.

А Гусятников, купчишка,

В униформе золотой,

Крадётся он исподтишка

В круг блестящий и большой.

Жихарев про этого Н. М. Гусятникова рассказывает, что он был большой англоман и только и говорил, что про графа Фёд. Гр. Ор-лова, который, по его словам, был человек большого природного ума, сильного характера, прост в обхождении и черезвычаенно ори-гинален иногда в своих мыслях, суждениях и образе их изъяснения. Например он никогда не предпринимал ничего, не посоветовавшись с кем-нибудь одним, но терпеть не мог советоваться со многими, го-воря: «ум -хорошо, два -лучше, но три с ума сведут». Он уважал нау-ки и искусства, но называл их прилагательными; существительною же наукою он называл одну «филологию», т. е. умение пользоваться людьми и современностью, равно как и важнейшим из искусств -искусство терпеливо сидеть в засаде и ловить случай за шиворот.

Малиновский и Ватковский.

После Гусятникова следует описание двух известных в то время в Москве господ -Малиновского и Ватковского.

Вот попович Малиновскиий

Выступает также тут.

За ним полненький Ватковский,

В коем весу тридцать пуд.

Он жену ведёт под ручку

Наравне с ним толщиной

Как на смех, все жирны в кучку

Собралися меж собой

Малиновский Алекс. Фёд., 1763-1840 гг. сын протоирея Мос-ковского университета, Был начальник Московского архива ино-странной коллегии, известный литератор своего времени, написав-ший оперу, пользовавшуюся большим успехом, под названием «Старинные святки». Он также издавал театральные пьесы Коцебу, которые заставлял переводить молодых людей служащих у него в архиве. Эти пьесы тогда носили название «коцебятеы». Малинов-ский не знал ни слова по-немецки, он только исправлял слог и отда-вал за деньги Медоксу, содержателю вокзала; лучшие из этих пьес были «Сын любви» и «Ненависть к людям и раскаяние». Его опера «Старинные святки» так понравилась публике, что её играли лет тридцать сряду.

Малиновский был очень дружен с Петровым, известным поэтом времён Екатерины; про петрова он рассказывал, что тот писал неко-торые оды, ходя по Кремлю, а за ним носил кто-то бумагу и чер-нильницу. при виде Кремля он приходил в восторг, останавливался и писал. Петров имел важную наружность. Он познакомился с По-тёмкиным когда они оба были студентами, и их дружба продолжа-лась до конца жизни. Стансы, посвящённые им Потёмкину, испол-нены искреннего чувства; он хвалит в Потёмкине не одного полко-водца, но более вельможу доступного, человека просвещённого, любителя литературы и поэзии.

Ватковский, о котором говорит пиит состоял камергером при большом дворе, а младший брат его Иван Фёдорович служил в Се-мёновском полку и был замешен в известную шварцовскую исто-рию. Ватковские были сыновьями известного Фёдора Ивановича, который, командуя Семёновским полком, содействовал Екатерине вступлению на престол. Ватковский, о котором говорится в стихах, отличался необыкновенной тучностью -он под конец своей жизни так и не выходи из вольтеровских кресел. Ватковский известен так-же был в обществе, как занимательный рассказчик.

Майков.

Вот и Майков, муз любитель,

Декламируя идёт.

Как театра управитель,

Он актёров всех ведёт

Мочалов, Зубов, Колпаков

Его с почтеньем провожают,

Лисицын, Злов и Кандаков

Ему дорогу очищают.

За ним все авторы стремятся,

В руках трагедии у них.

Они все давятся, теснятся,

Приносят дар умов своих

Возьми, возьми -провозглашают,

О, Майков, ты труды сии!

С словами этими швыряют

В него трагедии свои.

Бригадир Аполлон Алекс. Майков, писатель, состоял старшим членом при А. Л. Нарышкине с правом исправлять должность

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»