Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

История Спасской Башни Кремля

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


СПАССКАЯ БАШHЯ

Бьют часы Кpемлевской башни...

Песня.

Существовал обычай освященный веками, - пpиходить в Кpемль чеpез

воpота Спасской башни с обнаженной головой. Hаpушителя-зеваку или несмышле-

ного пpиезжего наpод наказывал немедленно, заставляя пятьдесят pаз покло-

ниться башне. Столетиями складывалось и постепенно стало воспpиниматься как

нечто само собой pазумеющееся пpедставление о том, что Спасские воpота -

главный, паpадный вход-въезд в Кpемль, одно из главенствующих сооpужений на

Кpасной площади. В начале пpошлого века английский путешественник Эдвард Да-

ниел Кларк издал книгу, в которой приводится следующий эпизод. Узнав, что

перед Спасскими воротами надо снимать шапку, он решил притворить незнающим и

пошел в Кремль в головном уборе. Кларка окликнул часовой, но путешественник

сделал вид, что не понимает смысла возгласа. Впрочем, предоставим слово

Кларку, пишущему о себе в третьем лице:"Повстречался ему крестьянин, идущий

с непокрытой головой; увидев его в шапке, с громким выражением негодования

собрал часовых и народ. Те, схватив его, очень быстро научили, как в будущем

надо проходить Ворота".

Новое время сделало Спасскую башню всесветно знаменитой.

Спасская башня - олицетворение Кремля да и всей Москвы. Бой Куран-

тов, установленных на башне, радиоволны разносят по всей планете. Именно эти

часы назвал Ленин "главными часами государства". На протяжении столетий

Спасская - свидетельница, а нередко и непосредственная участница памятных

событий, и кто только не проходил через ее исторические ворота, видавшие са-

мые разнообразные общегосударственные и общенародные торжества! Летопись от-

метила, что через этот парадный ход (при особо торжественных церемониях ус-

тилали красным бархатом) возвратился из Новгорода Иван III, неутомимый стро-

итель кpемля и собиратель земель. Его появление под сводами башни пятьсот

лет назад знаменовало вхождение Новгорода в Московию. Здесь же прошел Иван

Грозный после падения Казани. Ворота помнят тех, чьи имена срослись с Крем-

лем: государственных художников - от Андрея Рублева до Павла Корина, поэтов

- от Симеона Полоцкого и Михаила Ломоносова до Пушкина и Есенина... Список

может быть умножен. Башня помнит и ханских баскаков, являвшихся за данью, и

римских легатов, тщившихся латинизировать Московию, и Лжедмитрия с Мариною

Мнишек, и Наполеона с маршалами. Она запомнила Федора Шаляпина и Максима

Горького и многих, многих других...

Бросим несколько снопов-лучей в летописную даль. Что схватывает

глаз в летописных сумерках?

Сначала совсем почти темно, и нам неведомы подробности, живописую-

щие дубовый детинец Ивана Коляты. Hо в белокаменном Кpемле Дмитpия Донского

были железные Фpоловские воpота (Спасскими их стали называть гоpаздо позд-

нее). Как они выглядели, мы можем лишь догадываться, ибо луч осветил только

одну деталь. Hа воpотах стояли фигуpы, котоpые "pезал в камени" Василий Ер-

молин, современник Ивана III. Одна изображала Дмитрия Солунского, покровите-

ля великого князя, а другая - герб города Москвы: всадника ("ездца", как

тогда говорили), которого гораздо позднее стали оттождествлять с Георгием

Победоносцем. Надо сказать, что на московском небосводе Василий Ермолин был

звездой первой величины и его имя сроднилось с наиболее ценными творениями

зодчества и каменной скульптуры, в том числе с Фроловской стрельницей и

кремлевскими стенами, которые он возобновил в 1462 году. Богатый купец и

подрядчик, он возглавлял артель зодчих и резчиков, обновлявших Кремль.

Москва времен Ивана III была достаточно именита и богата, чтобы

приглашать итальянских зодчих, слывших - и являвшихся на самом деле - лучши-

ми строителями в Европе. В этом смысле Москва следовала примеру Кракова,

Праги, Дубровника, северонемецких городов, Парижа и Лондона. До наших дней

сохранилась надпись на русском и латинском языках, вырезанная в камне над

аркой главных ворот Кремля: "Иоанн Васильевич, Божией милостью великий князь

Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский. Угорс-

кий, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 государс-

твования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Солари,

медиоланец, в лето от воплощения господня 1491".

Башня, состоящая из десяти этажей, простояв без малого полтысячи

лет, конечно, претерпел различные добавления, но основной архитектурный ее

облик, приданный миланским зодчим, остался без изменения. Под северным не-

бом, на далекой северо-восточной окраине Европы, возникло фортификационное и

парадное сооружение, отдаленно напоминающее башни замков в Милане. Надо ска-

зать, что итальянские мастера, работая в Кремле, проявили большое художест-

венное чутье, объеденив естественным образом привычные им архитектурные

представления с традициями русского деревянного и каменного зодчества. Кроме

того, Солари успешно решил и военную задачу, поставленную перед ним. Башня -

не только сказочно прекрасный пролог для вступающего в Кремль, но и грозное

оборонительное сооружение, готовое всегда встретить противника. Если враг

прорвался в башню, то внезапно опускалась кованая решетка,отрезавшая и прег-

раждавшая путь,- Москве не раз довелось увидеть ее в деле.

Пюетро Антонио Солари - его летописцы уважительно величали архитек-

тоном - много потрудился над созданием нового Кремля. Он возводил стену от

площади до Неглинной, поставил башни у Боровицких и Константино-Еленинских

ворот, а также вместе с Марко Руффо - Никольскую и Собакину (ныне ее зовут

Арсенальной) башни.

Почему назывались ворота Фроловскими?

Фрола, небесного покровителя лошадей, Русь почитала усердно. Конь

был пахарем и воином. Без коня были не мыслимы ни работы в поле или в лесу,

ни один поход, ни одна охота. По всей вероятности, в непосредственной бли-

зости, в Большом посаде, окружавшем крепость, стояла церковь Фрола, к ней и

шла дорога от ворот.

Над воротами "для часового боя" под башенкой висел колокол, а при

нем находился часовник-мастер. Так башня в далекие времена начала отсчиты-

вать московское время.

Когда установили первые башенные часы, мы не знаем. Но дата появле-

ния первых часов в Кремле известна. В 1404 году на дворе великого князя Ва-

силия I, старшего сына Дмитрия Донского, стал ударять в колокол молот, отс-

читывая часы дневные и ночные. Всего скорее, часы на воротах появились после

сооружения главного входа, но первое упоминание о них относится только к

восьмидесятым годам шестнадцатого века. Точнее, речь шла о плате часовщикам,

которых вознаграждали не только часами, но и сукном.

Башня вошла в народные сказания. Долго помнилось. как золотоордынс-

кий хан силился взломать оборону, а убедившись в крепости кремлевских стен,

пошел на вероломство, заманив хитростью-обманом воеводу и храбрецов к себе,

и обрек город на полный разгром и погибель. Средневековье стремилось в быто-

вых происшествиях видеть вещие предметы и предсказания. Когда убитый Лжед-

митрий был вы волочен на Лобное место, гласит сказ, рухнул верх башни.

После Смуты, принесшей Кремлю неисчислимые повреждения, стрельница

была надстроена, увенчана пирамидной башней с часами, замыкавшимися на же-

лезный запор. Кроме того, украсили ворота высеченными из камня изваяниями.

Это было неслыханным новшеством. На четырех "каменных болванов", поставлен-

ных по углам - красоты ради,- надели разноцветные суконные одежды, чтобы

"дать им вид живых людей". В 1645 году из Вятки в Москву была перенесена

икона Спаса, ее встретили царь Алексей Михайлович и его приближенные, И с

этого времени башня стала именоваться Спасскою. Пред этим Кирилл Самойлов

отлил для часов новые колокола, а сложный механизм оборудовали устюжские

мастера под присмотром Христофора Головея, прибывшего из "аглицкой земли".

Часы указывали время и играли колоколами. Для этих часов соорудили каменный

верх, существующий и ныне. Работу вел Бажен Огуpцев со своими содpугами-ка-

менщиками.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»