Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

История Таганского района

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Реферат по москвоведению

«Немного о Таганке»

Ученик 11 «Г» класса

Школа-Лицей № 243

Евсеев Валерий А.

Содержание:

История Таганского района…3

Станции Метро…21

История Таганского Района

Таганский район охватывает юго-восточную часть города, ко-торая в далеком прошлом именовалась Заяузьем.

Район Заяузья заселялся и рос по мере роста и развития ос-новного ядра города. Начало Москвы было положено селением на Боровицком холме, где затем вырос Московский Кремль. Позже к Кремлю примкнули Китай-город и Белый-город.

Год от года всё большая часть горожан расселялась вне Кремля, в самом низу холма – на посаде. Так постепенно в XI-XVI веках складывался Большой или Великий посад. В XIV веке его обнесли валом, а 1534 году – рвом и деревянно-земляными укреплениями, а позже – 1538 году на их месте построили сте-ну. Эту стену назвали – Китай-городом. По версии, название «Китай» произошло от слова «Кита», которое означало деревян-ную изгородь, первоначально окружавшую посад. Поселения, ок-ружавшие Москву, снабжали город съестными продуктами, пред-метами ремесленного производства.

В XIII-XIV веках посад был заселен торговцами и ремеслен-никами, но в конце XV века, в начале XVI здесь уже селились бояре, дворяне, духовенство. Они начали вытеснять из посада купцов, ремесленников. Купцам пришлось переносить свои дворы за реку, в Замоскворечье, а ремесленники были вынуждены рас-селяться более плотно и тесно в Зарядье – низменной части Большого посада, которая была рядом с лавками, где они рабо-тали. Купцы же теперь приходил на посад утром, торговали, а вечером возвращались домой в Замоскворечье.

Земляным городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между современным Бульварным и Садовым кольцами.

В 1683 – 1743 годах Земляной вал был таможенной границей Москвы.

В 1830 году его срыли и устроили широкую кольцевую улицу, вдоль которой против каждого дома разбили сады. Так появи-лось Садовое кольцо. В 1742 году силами Камер-коллегии, ве-давшей государственными доходами и контролировавшей ввоз то-варов, в Москве был построен Камер-коллежский вал. Он был таможенной границей Москвы, а с 1806 года стал официальной полицейской границей. В 1864 году заставы ликвидировали. На-звания застав и валов перешли к улицам (Рогожский вал, Ро-гожская застава, Крестьянская и Покровская заставы).

Во второй половине XVII века на территории Земляного горо-да расселялись стрельцы, здесь также были дворцовые мона-стырские и «черные» (ремесленные и торговые) слободы, но здесь были и загородные дворы знатных людей.

По важнейшим дорогам, идущим из Москвы, были поселены ям-щики. Это были крестьяне, обязанные возить из Москвы грузы до ближайшего «Яма» – постоялого двора. «Ямы» обычно находи-лись в 60-70 км один от другого. Ямщики были освобождены от государственных налогов и других повинностей за «Ямскую гоньбу» по верстные» - плату с версты. Система «Ямов» была заимствована русскими у татар.

Ямщик не только перевозил, но и обязан был принять на по-стой своего ездока. Словом, ямщицкий двор был одновременно и гостиницей. Это, как правило, 2-х этажный дом с арочными во-ротами посередине длинным внутренним двором, где устраивали конюшни, сараи, колодцы. После пожара 1792 года дома слободы были восстановлены в камне, и до наших дней сохранилась пла-нировка улиц и дворов именно этого периода. На нынешней Ни-колоямской и Школьной улицах находилась Рогожско-Ямская сло-бода, о которой сохраняют память Рогожский вал, Николоямская набережная и переулок. Отсюда ямщики доставляли пассажиров в древнее село Рогожь (позднее город Богородск, ныне Ногинск Московской области). Так возникло название района Рогожский, который с 1936 года носит название Таганский.

Развитие ремесла привело к образованию в Заяузье террито-риально-обособленных поселковых слобод, в которых жили люди одного типа занятий. Это были слободы: Котельная, Таганская, Гончарная, Серебряная, Греческая и другие. Так, за Воронцо-вым полем на берегу Яузы в XVII веке жили в слободе «Сереб-ряники» – мастера царского серебряного двора, чеканившие мо-неты, изготовлявшие кубки и другие изделия из серебра. Па-мять о слободе отразилась в названии Серебрянической набе-режной и переулке.

В районе Таганской площади располагалась Таганская слобо-да. Здесь жили и работали кузнецы, выделывавшие таганы – же-лезные треножники, с обручем наверху, на которые ставили котлы и горшки для варки пищи. Эти таганы с котлами возили за собой стрелецкие войска во время походов. Слободы, имев-шие дело с огнем, были сосредоточены здесь для того, чтобы дующие в Москве по преимуществу северо-восточные (зимой) и юго-западные (летом) ветры не несли искры пожаров в сторону Кремля.

Котельная и Гончарная слободы изготовляли домашнюю утварь.

При князе Иване Калите (1325 ÷ 1340 гг.) была начата боль-шая перестройка Кремля, а в Заяузье были поставлены печи для обжига кирпича. Глину для кирпича брали из грунта здесь же. Место производства кирпича находилось на землях Калиты и именовалось «Калитники» или «Калитниково». Так возникали и закреплялись названия той или иной местности Москвы.

В связи с наличием дорог большого торгового значения, в Заяузье селились как торговые люди и иностранцы, так и ре-месленное население. Заяузье пополняется иноземцами, возни-кает Греческая слобода. В районе Николоямской улицы в XVII веке появляется новая Воронцовская слобода. Здесь жили зем-лепашцы, ремесленники, торговцы. Земляной вал, потерявший в конце XVIII века крепостное значение, стал таможенной грани-цей Москвы.

Продавцы сена, дров и других товаров старались переложить уплату пошлины на покупателей, для чего, останавливались у ворот Земляного города, не въезжая в него, и здесь продавали горожанам свои товары, а уж те, провозя товар через ворота, платили пошлину. Это привело к тому, что возле ворот образо-вались рынки сена, дров, древесного угля и поэтому площади у ворот не застраивались. Об этом напоминают Б. и М. Дровяные переулки.

Москва в XVII в. становится важным центром ремесла и тор-говли. Город разрастается за линию застав Рогожской (пл. Ильича), Покровской (Абельмановской), Спасской (Крестьянской заставы), где селится городская беднота.

А Таганская площадь, которая получила свое название по стоявшим здесь в конце XVI века Таганским воротам земляного вала, становится центральной площадью всего Заяузья.

Развивается торговля, за Таганскими воротами возникает привозной рынок продуктов и припасов, особенно расширившийся с 1742 года.

Таганская площадь с деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После пожара 1812 года на месте сгоревших деревянных лавок построены новые ка-менные торговые ряды с мясными, рыбными и мучными лавками, богатейших купцов И. Павлова и М. Гу-сятникова. Строил ряды архитектор О. И. Бове.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала твердыней Московского купечества, даже само ее название зазвучало сим-волически.

«Таганка. — писал в 1900-х годах знаток Московского быта П. И. Богатырев, — представляла из себя большой богатый ры-нок, мало чем уступающий известным Московским рынкам — Не-мецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, рыбные, мучные лавки, где можно бы-ло найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастроно-мический вкус. Народ кругом жил богатый, видавший виды, во-дивший торговлю с иноземцами и перенимавший у них внешнюю «образованность».

Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических журналах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «над-смешниками».

В середине прошлого века в Рогожской и примыкающей к ней Яузской частях было много промышленных, в частности тек-стильных предприятий. В районе Яузы пользовались известностью хлопчатобумажная фабрика И. Гюбнера и шелковая Н. Полякова. А самым крупным предприятием позументной промыш-ленности было заведение С. Алексеева в Рогожской части, где производилось товаров на полмиллиона рублей, а сбывали про-изводимый товар в странах Востока, где большим спросом поль-зовались мишурные, золотопрядиль-ные и позументные изделия.

К концу XIX века район из торгово-ремесленного превратился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом.

С 1917-1936 гг. район носил название Рогожско-Симоновского района (рабочие его сыграли немаловажную роль во всех трех революциях), район помнит бурные митинги и перестрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к центру на штурм бастио-нов контрреволюции.

В 1936 г. в Москве произошло разукрупнение районов. В свя-зи с реорганизацией основная часть Заяузья перешла во вновь образованный район Таганский (14 апреля 1936 г.) В 1948 г. умер секретарь ВКП(б) Жданов А. А., в октябре 1948 г. район получил название — Ждановский.

В 1989 г. району вернули старое название — Таганский.

После 1945 года облик Таганской площади начал разительно меняться. В 1950 году на углу с В. Радищевской улицей открылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков). В 1962-63 годах под Таганской пло-щадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров. С северной стороны тоннель непосредственно

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»