Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Культуру - народу: духовная жизнь Москвы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Культуру – народу

В первой половине 20-х годов Москва становится центром совет-ской литературной жизни. В столице собираются ведущие писатели, соз-даются произведения, в которых активно утверждаются новые принципы со-циалистического реализма.

В эти годы над романом "Железный поток" в Москве работал А. С. Се-рафимович – выдающийся советский писатель. В 1922 г. начинают печатать-ся Ю. Н. Либединский, Л. М. Леонов, И. П. Уткин, Л. Н. Мартынов, в 1923 г. – А. А. Фадеев, Б. А. Лавренев, в 1924 г. – К. Г. Паустовский и др. На страницах московских журналов с 1923 г. появляются произведения М. А. Шолохова.

В 1921 г. в Москву переезжает Д. А. Фурманов. "В Москву, в нее, бело-каменную, новую, гордую и благородную... вечно бьющую ключом жизни,–Москву,–записывает Фурманов.–Я хочу быть среди рабочих, которые покрыли себя неувядаемой славой в Октябрьские дни. Скорей, скорей туда, к красному пылающему сердцу".

Знаменательной вехой в повороте крупнейших деятелей русской культуры на сторону Советской власти было возвращение из эмиграции в 1923 г. А. Н. Толстого. Приезд в Москву в 30-е годы (он жил на Спиридоновке, ныне эта улица названа его именем) открыл новый плодотворный период его творче-ства. Здесь была завершена трилогия "Хождение по мукам", написаны другие произведения, вошедшие в золотой фонд советской литературы.

С Москвой связано творчество замечательного лирического поэта Сер-гея Есенина. Он был среди тех русских литераторов, которые сразу приняли

Октябрьскую революцию. В своих произведениях Есенин стремился по-казать победу нового мира ("Небесный барабанщик"), изменение облика Ро-дины ("Русь советская"), героику революционной борьбы ("Баллада о двадца-ти шести"). Говоря о поэтическом творчестве, великий русский критик В. Г. Белинский утверждал, что у каждого поэта можно выявить его главный пафос. Пафосом поэзии Есенина, определившим ее народность, была любовь к Ро-дине. "Моя лирика,–говорил сам о себе Есенин,–жива одной большой любо-вью, любовью к Родине".

В 20-е годы Москва не только концентрировала лучшие писательские силы страны. Здесь создается крупнейшая организационная база литератур-ного движения–издательства, журналы. В середине десятилетия в столице насчитывались сотни больших и малых книгоиздательств.

Советская литература выходит на широкую международную арену. Многие произведения советских, и прежде всего московских, писателей издаются в Германии, Англии, Польше, Франции, Испании, Японии и в ряде других стран.

Огромным событием в литературной жизни Москвы был приезд из-за границы М. Горького.

"Это было 28 мая 1928 года,–вспоминал впоследствии очевидец встре-чи великого пролетарского писателя общественностью столицы.–В городе праздник. Всюду толпы народа. Тротуары пестрят разноцветными красками весенней одежды. Из окон домов машут ручонками дети... Взоры всех уст-ремлены к Белорусскому вокзалу. Туда же движется людской поток...

Он (Горький.– Авт.) хорошо виден всем. Высокий, несколько сутулый, но с широким разворотом плеч. Лицо со впалыми щеками и резко очерченными скулами. Лоб прямой, с глубокими складками морщин. Темно-русые волосы подстрижены бобриком и почти не тронуты сединой. Только виски заметно посерели. А ведь недавно, всего лишь два месяца назад, вся наша страна отмечала его шестидесятилетие.

Он выглядел молодо, гораздо моложе своих лет. Когда он говорил, длинные усы его, цвета спелого льна, топорщились: он будто сердился, а темно-серые глаза, полные радостных слез, сияли такой неизбывной силой духа, еще столько в них было молодой энергии, что казалось, вот он сейчас стремительно сойдет с трибуны, вмешается в толпу и будет крепко жать руки всем, обнимать всех и вместе со всеми кричать "ура"..."

Поселившись с 1929 г. в Москве, Горький оказывается в самой гуще ли-тературной жизни столицы. Он много пишет, редактирует десятки книг и жур-налов. Его московский дом всегда полон людей: писателей и художников, ра-бочих и крестьян, инженеров и ученых.

Одной из крупнейших фигур литературной Москвы тех лет был В. В. Маяковский. Его деятельность неразрывно связана со столицей. "Он был,–писал Л. В. Никулин,–неотделим от московского пейзажа, летнего пыльного полдня и московской сумеречной белой ночи... Именно здесь, на улицах, он был бо-лее к месту, чем в тесном человеческом жилье. Только на улице и на эстраде Политехнического музея или Дома союзов он был пропорционален масшта-бам здания". Здесь, в Москве, совершались все основные события его твор-ческой жизни. Тема Москвы проходит через целый ряд его стихотворений. Для него, побывавшего во многих советских и зарубежных городах, Москва всегда оставалась самым любимым городом. В 1925 г. Маяковский писал:

Я хотел бы

жить

и умереть в Париже,

Если б не было

такой земли –

Москва.

В 20-х годах острые полемические афиши Маяковского то и дело появ-лялись у входа в Политехнический музей, оповещая о его яростных схватках с литературными противниками. Как вспоминал Л. В. Никулин, у него была "редкая способность разговаривать с тысячами, возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной глупости. И, наконец, когда тысяча пятьсот человек признавали себя побежденными, умолкали, восхищенные этой могучей игрой мускулов, легкостью в переходе от защиты к нападению, он простирал руку и обрушивал на тысячу пятьсот человек:

– Читаю стихи о советском паспорте!".

Маяковский стремился сделать свое творчество полезным в различных сферах новой жизни. Так, например, он создал своеобразный жанр стихо-творной рекламы для ГУМа, Моссельпрома и других торговых организаций Москвы. Надолго запоминались броские, веселые стихотворные строчки-призывы: "Нигде кроме как в Моссельпроме", "Лучших сосок не было и нет–готов сосать до старости лет" и др. В праздничные дни поэт читал свои стихи на площадях Москвы.

Популярность Маяковского среди москвичей была исключительно вели-ка. Весть о его кончине повергла Москву в траур. Мимо его гроба, установ-ленного в писательском клубе, прошло за три дня, 15–17 апреля 1930 г., 150000 человек. Огромные толпы народа провожали его в последний путь по улицам столицы.

Первые годы развития советской литературы характеризовались нали-чием различных направлений и жанров. При всем том главное, определяю-щее место в творчестве писателей и поэтов заняло реалистическое отобра-жение черт нового, советского человека. Складывался новый тип литератора, тесно связанного с народом.

Революция оказала плодотворное влияние не только на литера-турную, но и на театральную жизнь Москвы. Уже 9(22) ноября 1917 г. был издан декрет ВЦИК и Совнаркома "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению". В состав созданной комиссии входил отдел искусств, который занимался, в частности, и вопросами, связанными с развитием театра. 26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет "Об объединении театрального дела". Этот документ, как и другие законодательные акты Советской власти в области искусства, закладывал прочную основу для перестройки театра как общественно-просветительного и воспитательного института.

Сохранилась интересная запись беседы В. И. Ленина с А. В. Луначар-ским о судьбах театра в условиях новой эпохи. Резюмируя все сказанное ему Лениным, Луначарский выделяет следующие ленинские слова: "Все более или менее добропорядочное в старом искусстве–охранять. Искусство не му-зейное, а действенное–театр, литература, музыка–должны подвергаться не-которому не грубому воздействию в сторону скорейшей эволюции навстречу новым потребностям. К новым явлениям относиться с разбором. Захватниче-ством заниматься им не давать. Давать им возможность завоевывать себе все более видное место реальными художественными заслугами. В этом от-ношении елико возможно помогать им". Коммунистическая партия и Совет-ское правительство содействовали росту новых творческих коллективов сто-лицы и в то же время принимали меры к созданию наиболее благоприятных условий для развития старейших театров, известных своими прогрессивными традициями, для их постепенного сближения с революционной современно-стью.

Предметом особой заботы Советской власти была имевшая очень важ-ное значение для развития культуры работа московского Большого театра, уже в декабре 1917 г. объявленного государственным. В новую дирекцию те-атра, назначенную в 1919 г., вошли Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Шаляпин, Н. С. Голованов, С. А. Кусе-вицкий и др. Основу репертуара театра тех лет составляла русская классика: оперы "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салта-не", балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик" и др.

Театр располагал великолепными артистическими силами. Незабывае-мые образы на его сцене были созданы А. В. Неждановой, Л. В. Собиновым, Н. А. Обуховой, Г. С. Пироговым, Е. К. Катульской, Е. В. Гельцер, В. В. Кригер, М. П. Кандауровой, В. В. Смольцовым и др. Музыкальное руководство осуще-ствляли выдающиеся дирижеры В. И. Сук, Н. С. Голованов, много сделавшие для развития всего советского оперного искусства.

Наряду с классическими произведениями на сцене Большого театра в середине 20-х годов появляются новые оперные и балетные спектакли, ставшие заметным явлением в музыкальной жизни столицы. Бесспорной удачей советского музыкального театра была постановка в 1927 г. балета P.M. Гли-эра "Красный мак". Содержательное либретто, талантливая музыка, велико-лепные исполнители (в ведущей женской партии Тао Хоа блестяще выступи-ла Е. В. Гельцер) принесли балету заслуженный успех и долголетнюю жизнь на сцене. "Прекрасное, уже советское творение"–так охарактеризовал эту постановку М. И. Калинин.

Революция

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»