Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Культуру - народу: духовная жизнь Москвы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Калинин.

Революция обогатила новаторскими идеями все области музыкального искусства–от оперного исполнительства до массовой песни и хоровой само-деятельности. Появились новые оперные студии, стремившиеся творчески освоить прогрессивный опыт Московского Художественного театра но приме-нению реалистического метода системы Станиславского. В 1919г. была от-крыта музыкальная студия МХТ, в 1926 г. преобразованная в Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, а в 1922 г.–студия К. С. Станислав-ского, превратившаяся через несколько лет в самостоятельный музыкальный театр. С 1922 г. в столице начала функционировать Государственная филар-мония, которая взяла на себя руководство концертной деятельностью.

В 20-х годах появляется большое число новых массовых песен, в основном революционного содержания. Наиболее популярными песнями тех лет были "Расстрел коммунаров", "Смело мы в бой пойдем", "Гулял по Уралу Ча-паев-герой", "Гей, по дороге" и др., явившиеся результатом коллективного, зачастую безымянного творчества и ставшие подлинно народными. Многие из этих песен долгие годы сохранялись в репертуаре лучших хоровых коллективов, таких, как Русский народный хор под руководством М. Е. Пятницкого и организованный в 1928 г. Ансамбль красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова. Создают свои песни молодые советские композиторы И. О. Дунаевский, братья Дм. Я. и Д. Я. Покрасс, А. Г. Новиков и др.

20-е годы были временем становления советской симфонической музы-ки. Наряду с произведениями композиторов старшего поколения–А. Ф. Геди-ке, Р. М. Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова,–продолжавшими классическую традицию, в концертных залах зазвучала 1-я симфония юного Д. Д. Шостако-вича. Одновременно делались попытки отразить в программных симфониче-ских произведениях современную советскую тематику. Лучшими из них стали "Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная памяти В. И. Ленина, и "Симфони-ческий монумент 1905–1917" М. Ф. Гнесина.

Большими событиями в музыкальной жизни столицы были первые ис-полнения 5-й и 6-й симфоний крупнейшего советского симфониста Н. Я. Мяс-ковского. Особенно это относится к 6-й симфонии–одному из самых ярких произведений композитора, явившемуся откликом на события революции и гражданской войны.

Важную роль в становлении и развитии советской музыкальной культу-ры играла Московская консерватория. Как и другие высшие учебные заведе-ния страны. Московская консерватория широко открыла свои двери вчераш-ним красноармейцам, детям рабочих и крестьян, завоевавшим право на выс-шее музыкальное образование. Их обучением руководили выдающиеся му-зыканты. отдавшие свои знания и опыт строительству новой, социалистиче-ской культуры,–профессора К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б. Гольденвейзер, Ф. М. Блуменфельд. А. А. Брандуков и др. Блестящие успехи обновленной консерватории в деле подготовки музыкантов-исполнителей по-лучили яркое подтверждение на I Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве в 1927 г., где москвичи Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург за-воевали соответственно первое и четвертое места. В стенах Московской кон-серватории сложились отличные камерные ансамбли, вскоре получившие широкую известность,– квартеты им. Комитаса и им. Бетховена. Последний, организованный в 1923 г. молодыми исполнителями Д. М. Цыгановым, В. П. Ширинским, С. П. Ширинским и В. В. Борисовским, был отмечен премией на I Всесоюзном конкурсе смычковых квартетов, который состоялся в Москве в 1927 г.

Большое значение в деле становления социалистической культуры при-обрел драматический театр, ставший одним из важных факторов коммуни-стического воспитания и просвещения народа.

В 20-х годах театральная жизнь Москвы была очень интенсивной. Ведущую роль играли Художественный и Малый театры.

Уже в первые годы Советской власти мхатовцы предприняли попытку создать спектакль, созвучный революции. Таким спектаклем стала постав-ленная К. С. Станиславским в 1920 г. философско-символическая драма Дж. Байрона "Каин", рассматривавшаяся режиссером как произведение большого общественного смысла.

В 1926 г. МХАТ показал премьеру пьесы М. А. Булгакова "Дни Турбиных", положившую начало регулярному обращению театра к историко-революционной теме. Успеху спектакля способствовала его художественная завершенность, блистательная игра актерского ансамбля, составленного в основном из артистической молодежи. В нем были заняты Н. П. Хмелев (Алексей Турбин), И. М. Кудрявцев (Николка), В. С. Соколова (Елена), Б. Г. Добронравов (Мышлаевский), М. И. Прудкин (Шервинский), М. М. Яншин (Ла-риосик) и другие актеры, ставшие впоследствии гордостью советского теат-рального искусства.

Одним из важнейших этапов в истории развития советского театра была постановка пьесы Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1927 г.), осуществленная во МХАТе И. Я. Судаковым под руководством К. С. Станиславского. В образе Никиты Вершинина, которого сыграл В. И. Качалов, наглядно проявилось то новое, что пришло в театр с революцией. В памяти современников навсегда остались председатель подпольного большевистского ревкома Пеклеванов (Н. П. Хмелев), партизан Васька Окорок (Н. П. Баталов) и другие герои спек-такля.

Своим путем к сближению с революционной современностью шел Ма-лый театр. Уже в первые годы Советской власти он активно пополнял свой репертуар лучшими драматургическими произведениями русской и зарубеж-ной классики.

Крупнейшим событием в жизни театральной Москвы стало празднова-ние 50-летнего юбилея творческой деятельности М. Н. Ермоловой, состояв-шееся 2 мая 1920 г. На чествовании выдающейся русской актрисы в Малом театре присутствовал В. И. Ленин. В связи со знаменательной датой М. Н. Ермолова первой из деятелей советской сцены была удостоена звания "На-родная артистка Республики".

В 1926 г. Малый театр поставил пьесу К. А. Тренева "Любовь Яровая". Этим спектаклем коллектив театра доказал свое умение увидеть и передать то новое, что несла с собой советская жизнь, что было так ярко и выразительно воссоздано Треневым в его замечательном произведении. Любовь Яровая в исполнении В. Н. Пашенной–человек высокой и чистой души, про-ходящий путь к осознанию и безоговорочному принятию идей коммунизма. Важнейшее место в спектакле заняли образы стойкого большевика комисса-ра Романа Кошкина и матроса Федора Шванди, созданные выдающимися мастерами П. М. Садовским и С. Л. Кузнецовым. Но главным героем спектак-ля стал народ, отстаивающий завоевания величайшей из революций.

В первые послереволюционные годы в Москве появляется много новых театров: Театр им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета), Театр Революции (ныне Театр им. Вл. Маяковского), Театр сатиры и др. К ним относится и 3-я Студия МХАТа, преобразованная в 1926 г. в Театр им. Евг. Вахтангова. Пер-вой творческой заявкой этого коллектива на свой, оригинальный путь в совет-ском театральном искусстве стал спектакль "Принцесса Турандот" по пьесе-сказке К. Гоцци (1922 г.). В этой работе выдающегося советского режиссера Е. Б. Вахтангова с исключительной яркостью проявились его высокое режис-серское мастерство, неисчерпаемая фантазия, творческая изобретательность, поэтичность, умение органически сочетать правду чувств с под-черкнуто театральной формой.

В середине 20-х годов вахтанговцы обратились к советской драматур-гии. В 1925 г. они поставили пьесу по повести Л. Н. Сейфуллиной "Виринея", убедительно показав, как революция ломает устои старой деревенской жиз-ни, какие духовные силы пробуждает она в людях, а в 1927 г., к десятилетию Октября,–"Разлом" Б. А. Лавренева, овеянный духом революционной роман-тики.

Значительное влияние на развитие советского сценического искусства оказал Театр им. Вс. Мейерхольда (Театр РСФСР 1-й). Несомненной заслугой театра явилось его обращение к пьесе В. В. Маяковского "Мистерия-буфф", премьера которой состоялась 1 мая 1921 г. Мощный революционный пафос этого произведения, высокий образец политической сатиры, продемонстрированный И. В. Ильинским и другими актерами, вызывали горячий сочувственный отклик у зрителей.

Творческие принципы Театра им. Вс. Мейерхольда, решительно ломавшего старые сценические каноны, были во многом близки драматургии В. В. Маяковского. Поэтому закономерным является то, что именно в этом театре были впервые поставлены его пьесы "Клоп" (1929 г.) и "Баня" (1930 г.). Одна-ко поиски новых форм агитационного, публицистически острого зрелищного театра сочетались у Мейерхольда с определенными формалистическими тенденциями.

Заметным явлением в театральной жизни 20-х годов стали постановки пьес "Первая Конная" Вс. Вишневского в Театре Революции и особенно "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского в Театре им. МГСПС. Известный со-ветский драматург Н. Ф. Погодин, вспоминая позднее свое впечатление от спектакля "Шторм", писал: "Это властно заявляло себя новое слово в искус-стве... это рождалась новая драматургия и новый советский театр, какого еще не было в мире".

В декрете Советского правительства "Об объединении театрального дела", подписанном В. И. Лениным, специальный параграф был посвящен цирку. Им были определены перспективы развития этого вида искусства. Се-зон 1919/20 г. московские цирки начали уже как государственные зрелищные предприятия. В их программах на первый план была выдвинута сатирическая клоунада, к работе над которой привлекались крупнейшие писатели, в том числе В. В. Маяковский. К сатирическому репертуару обращались клоуны В. Е. Лазаренко, К. К. Танти, С. С. и Д. С. Альперовы и др. Сатирические номера с дрессированными животными ставил В. Л. Дуров–выдающийся мастер со-ветского цирка.

С первых лет Советской власти Москва заняла ведущее место в развивающейся отечественной кинематографии. Когда массы овладеют кино, говорил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей со-циалистической культуры, то оно явится

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»