явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государст-венная киношкола, позже преобразованная во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где под руководством режиссеров В. Р. Гардина, Л. В. Кулешова и др. выросло первое поколение советских киноработников.
Важную роль в развитии советского киноискусства сыграли такие орга-низации, как Госкино, Пролеткино, Кино-Москва, смешанное акционерное об-щество "Межрабпом-Русь" (с 1928 г.– студия "Межрабпомфильм") и др.
В первые послереволюционные годы основным направлением совет-ской кинематографии стала хроника–жанр, в котором много и плодотворно работали такие прославленные деятели киноискусства, как Эдуард Тиссэ, Дзига Вертов и др. В 1922–1925 гг. Д. Вертов выпустил 23 номера периодиче-ского журнала "Киноправда", экспериментальный фильм "Кино-глаз", а в 1926 г. подготовил две полнометражные документальные ленты–"Шагай, Совет!" и "Шестая часть мира". Яркие и оригинальные по форме, проникнутые идеями социалистического строительства, эти фильмы воспевали созидательную деятельность советского народа.
Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства принадлежит выдающемуся советскому режиссеру С. М. Эйзенштейну. В начале 1925 г. вышел его фильм "Стачка", явившийся, как писала газета "Правда", первым истинно пролетарским фильмом, а в декабре того же года– "Броне-носец "Потемкин"", в котором талант Эйзенштейна проявился необычайно яр-ко. Фильм, снятый как бы на одном дыхании, отличают идейная ясность, ху-дожественная убедительность и поразительная эмоциональная сила.
"Броненосец "Потемкин"" нес огромный заряд революционных идей. За рубежом вокруг фильма разгорелись острые политические споры. В Германии, например, голосованием депутатов рейхстага была принята резолюция, запрещавшая его демонстрацию. Однако зрители заставили власти отменить запрет, и фильм продолжал свой путь к людям, неся им великую правду века.
"Броненосец "Потемкин"" – явление эпохальное. Он высоко поднял пре-стиж молодого киноискусства Страны Советов, оказал большое идейное и эс-тетическое влияние на развитие не только советского, но и мирового кино.
В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической рево-люции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и опера-тором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко-революционных фильмах.
Крупным событием в киноискусстве тех лет стал также фильм В. И. Пу-довкина "Мать" (1926 г.), снятый по одноименному роману М. Горького. В но-ваторском по своему характеру произведении Пудовкин необычайно точно воссоздал атмосферу действия, подлинно реалистические, живые, одухотво-ренные образы русских революционных рабочих. Фильм свидетельствовал о высоких достижениях актерской и изобразительной культуры советского киноискусства. "Люди в картине необыкновенные,–писал один из крупнейших ре-жиссеров советского кино, М. И. Ромм,–ибо за каждым из них дышит время... за каждым видятся тысячи таких же, и вместе с тем каждый особен своей не-повторимой правдой".
Художественный метод социалистического реализма получил дальней-шее развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Алек-сандрова, "Конец Санкт-Петербурга" и "Потомок Чингисхана" В. И. Пудовкина, "Привидение, которое не возвращается" А. М. Роома, "Обломок империи" Ф. М. Эрмлера, "Земля жаждет" Ю. Я. Райзмана и в целом ряде других.
В 20-х годах появляются также первые советские кинокомедии, многие из которых, такие, как "Шахматная горячка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из Торжка" и "Дон Диего и Пелагея" Я. А. Протазанова, "Девушка с коробкой" Б. В. Барнета, "Два друга, модель и подруга" А. Д. Попова и др., не потеряли своего художественного значения и в наши дни. Ряд фильмов сатирического характера– "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена" Я. А. Протазанова, "Иуда" Е. А. Иванова-Баркова и др.– средствами комедийного гротеска обличал хищнические порядки буржуазного общества, лицемерие и ханжество церковников.
Подъем кино способствовал оживлению кинопечати. В Москве начали выходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинематографии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих стра-ницах теоретические вопросы, важные для развития советского киноискусства.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла но-вую страницу в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Несмотря на разруху и голод, молодая Республика Советов большое внима-ние уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку ху-дожественные ценности, созданные народом на протяжении многих столетий.
Важную роль в этом процессе сыграли принятые осенью 1918 г. декреты СНК "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художе-ственного и исторического значения", "О регистрации, приеме на учет и охра-нении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений". В Москве был создан специальный Государственный музейный фонд, на который возлагались сбор и обеспечение сохранности художественных ценностей, ранее находившихся в усадьбах и особняках дворян и буржуазии. В Музей изящных искусств влилась часть коллекции Румянцевского музея. В эти же годы были созданы и новые музеи, среди которых в первую очередь следует отметить Музей восточных культур (1918 г.), ставший средоточием памятников искусства советского и зарубежного Востока.
В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важ-ную роль в советском изобразительном искусстве играл появившийся в нача-ле 1918 г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие ху-дожники–Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, А. А. Дейнека и др.
Стремление осмыслить великие перемены, происшедшие в стране, приводило художников к историко-револю-ционной тематике. Примером пре-красных полотен на эту тему могут служить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева, М. Б. Грекова,
К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые, на-чинавшие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные кар-тины. Таков, например, путь крупного советского художника А. А. Дейнеки. Его полотна тех лет (особенно "Оборона Петрограда") отличает поразительное чувство ритма, от них веет силой и энергией разбуженных революцией масс.
Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная живо-пись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит ху-дожникам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С. В. Малютина воссоздают образы героев гражданской войны, проникнутые силой и решительностью, полные духовной красоты и обаяния.
Новые черты советского человека, хозяина страны, строителя социа-лизма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председатель-ница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей про-никнуты произведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседание комитета бедноты" и др.
Заметным явлением в живописном искусстве стала серия овеянных ро-мантикой портретов юных пионеров, созданная Н. А. Касаткиным.
Трудовая героика народа, закладывавшего основы социалистической индустрии, вызвала к жизни произведения, отразившие размах и пафос твор-ческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И. Пимено-ва, "Волховстрой" А. В. Моравова, "Постройка ЗАГЭС" Б. В. Иогансона и др.
Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А. А. Рылова, "Голубая весна" В. Н. Бакшеева, "Конец зимы. Полдень" К. Ф. Юо-на.
Первое послереволюционное десятилетие было отмечено небывалым расцветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и журнальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А. Фа-ворского, И. Н. Павлова, М. В. Маторина, И. И. Нивинского и многих других, увидевшие свет в 20-х годах, оставили заметный след в советском изобразительном искусстве.
Характерный для искусства послереволюционных лет в целом процесс демократизации был особенно заметен в "искусстве книги". Художественно оформленные массовые издания становились важным средством решения задач культурной революции.
Борьба за социалистическую идейность и реализм определяла всю ху-дожественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих поисках отдельных художников, и в деятельности различных художественных коллективов, созданных в это время. В 1922 г. была основана Ассоциация ху-дожников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадлежала немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем революционной борьбы и нового быта. Организованное в 1925 г. Общество художников-станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве которых преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев зна-чительное место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим направлением в изобразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н. А. Шифрин, А. Г. Тышлер и др.).
Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколе-ния советских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные го-сударственные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1926 г.–в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Задачей этого учебного заведения была подготовка главным образом художников-инженеров
|
|