Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Москва - третий Рим, а четвертому не бывать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


отвлекающегося от них

внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его

золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята

в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак

принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая

на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела

Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает

принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее

груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она

правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель

Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови

плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит

придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и Марией,в синем "небесном

сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса

Христа,но с седыми волосами - "Ветхий День....",и синий луч,нисходящий на

Богородицу Дух Божий,идет от него и касается ее плеч.Но эти жесты и знаки

делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик

архангела Гавриила и Марии.Поистине исполненными благодати предстают на

иконе и златовласый,могучий,большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-

голубых одеждах,принесший весть,и величаво кроткая Богородица,благодать

принявшая.Необычно кратко и емко передает "Благовещение Устюжское" самую

суть евангельского рассказа о принесении благой вести.Древняя икона

завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.

6) Архангел Михаил

Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески-верховный военачальник),полководец

воевода верных Богу ангелов,победоносный враг Сатаны,победитель зла.Он

считался покровителем воинов,бьющихся за правое дело.Верили и в то,что

грозный враг Сатаны,архангел Михаил сопровождает душу умерших,отгоняя от них

грозящую им бесовскую силу.Покровительство архангела Михаила,небесного

воеводы и покровителя праведных воинов,стремились обрести войны древнерусские.

Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы.Архангелу Михаилу,

защитнику душ умерших от бесовской силы,посвящались на Руси многие

кладбищенские церкви.Ему посвящена и усыпальница московских князей,а затем и

русских царей - Архангельский собор в Кремле.Широко изображалп архангела

Михаила иконопись.

Сохранилась знаменитая икона "Архангел Михаил" XIII века,принадлежащая

сейчас Третьяковской галерее.Существом иной,не человеческой природы предстает

здесь изображенный в полный рост архистратиг.Напряженно всматриваются в даль,

прозревая глубины бытия,открывая сокровенное зло,его прозрачные глаза;словно

освещен отсветом алого пламени весь его лик.Свидетельствуя о его ангельской

природе,широко распахнуты за его спиной крылья,в руках он держит присущие

лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа.В знак его воеводского,

воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора:

на нем длинный узорчтый дивисилий и плащ,а по груди и плечам препоясан он

широким лором (лентой),обильно украшенным драгоценными камнями.И эти одежды,

связанные с высшей людской властью,в сиянии оттенков алого,которымиони

написаны,предстают частью того же горячего света,который ложится на лик

архангела Михаила,напоминают о власти таинственной и мощной,которой он

наделен.Прославленный архитратиг Михаил древнерусского искусства - икона

архангела Михаила,входящая в денсусный Звенигородский чин,написанный Андреем

Рублевым.Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом

чудесным,но чудесна в нем удивительная кроткость.Она пронизывает весь облик

русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой,с нежным,

округлым,написанным святящимися охрами ликом,льется она из его широко

распахнутых глаз.Свету и кроткости,наполняющим архангела Михаила,

соответствует и цвет его крыльев.Могучий борец с Сатаной,со злом,архангел

Михаил ни в чем,как говорили в старину,не "приразился ему".Вьются над его

кудрями тороки слухи : слушая Бога,противостоит злу абсолютной полнотой

добра,написанной Андреем Рублевым воевода небесного воинства.И это

рублевское истолкование образа архангела Михаила стало самым глубоким,самым

плодотворным в русском искусстве,соединяясь с широкими представлениями о

противостоянии добра и зла.

7) Андрей Рублев,Феофан Грек

Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев.Так думаем не только

мы,люди XX века.Так думали современники мастера и ряд последовавших за ним

поколений.Тем удивительнее скудность сведений о нем в средневековых

литературных источниках.Поэтому и нам не многое известно об этом живописце.

Даже даты его рождения и смерти определяются не точно,а приблизительно.

Несложная биография Рублева,какой она представляется на сегодняшний день,в

немногих словах может быть рассказана так.По-видимому художник-коренной

москвич.Родился в 60-х годах XIV века.Еще в юности -когда именно неизвестно

принял пострижение в Троице-Сергиевом монастыре под Москвой.Обычное явление

в средневековье:когда многие мастера и на Руси и в Западной Европе были

монахами.В 90-х годах XIV века Рублев входил в число живописцев работавших в

Звенигороде по росписи Успенского храма "на Городке".Очевидно эти работы

обратили внимание современников и положили начало известности мастера.

По сообщениям летописца,в 1405 году он работал уже в Благовещенском соборе

Московского Кремля вместе со знаменитым Феофаном Греком и старцем Прохором с

Городца,предполагаемым учителем Рублева.Аспустя 3 года мы видим его с

живописцем Даниилом Черным и "сотоварищи" -дружных помощников,пишущих фрески

и иконы в Успенском соборе во Владимире.Московский Благовещенский собор -

великокняжеский дворцовый храм.Владимирский Успенский собор - один из

наиболее посещаемых в Древней Руси храмов,предмет неустанных попечений

великих князей московских;в 1408 году утрачены части его росписей XII века

должны были заменить новыми фресками но по велению Василия Дмитриевича,сына

Дмитрия Донского.Разумеется к выполнению столь отечественных заказов не

могли привлечь неизвестных или малоизвестных мастеров.

Как протекала жизнь Рублева по возвращению из Владимира в Москву,теперь

никому не ведомо.Можно лишь сказать,что,видимо,во втором десятилетии XV века

он написал лучие свои произведения : так называемый "Звенигородский чин" -

сохранились лишь поясные изображения Спаса,архангела Михаила и апостола

Павла,и знаменитая икона "Троица".А во второй половине 1420-х годов,если не

участие,то под непосредственным наблюдением был "устроен" иконостас

Троице-Сергиева монастыря.Возможно,иные иконы - их авторы явно старались

держать манеры Рублева - старый мастер местами прошел своей кистью.Умер

художник между 1427 и 1430 годом,успев перед смертью расписать собор

Спасо-Андронникова монастыря (сохранились лишь некоторые орнаменты в оконных

нишах.В этой обителив весьма преклонном возрасте,давно "седины честные имея"

нашел "Андрей - иконописец" и место вечного успокоения.

В наши дни Спасо-Андронников монастырь превращен в музей-заповедник Андрея

Рублева - почтительная дань великому мастеру средневековья.

Те современники художника,кому посчасливилось с ним близко соприкасаться,

единодушны в своих характеристиках.Говорили что он был человеком тихим и

кротким,"всех превосходящий в мудрости земной","мужик в добродеятели

совершенном".Эти качества ума и сердца наложили отпечаток и на его искусство

глубокое,чисое,просветленное.А время,когда выпало жить Рублеву,время

озаренное отблесками славной победы на Куликовом поле,повидавшие поколение

героев и мыслителей определило интерес к человеческой милости или точнее,к

душевному миру человека.

Феофан Грек

Феофан,как показывает его прозвище "Грек",родом из Византии,но прожил он на

Руси лет тридцать,здесь и умер.Все,что было создано им за десятилетия,также

неотделимо от русского средневековного искусства,как скажем,произведения

отца и сына Растрелли от русского искуства XVIII века.

Сведения о Феофане имеются в трех летописных упоминаниях и в одном письме.

Год рождения неизвестен,день смерти - тоже.Можно лишь предположить,что умер

он после 1405 года - последний год,под которым имя художника упоминается в

летописи в связи с работой над одним из великокняжеских заказов.Смерть

застала его,несомненно в преклонном возрасте,ибо Феофан приехал на Русь,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»