Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Москва меняет свой облик

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Москва меняет свой облик

В июне 1931 г. вопрос о состоянии городского хозяйства Москвы рас-сматривался на заседании Пленума Центрального Комитета ВКП(б). В резо-люции Пленума по этому вопросу было указано на необходимость «развер-нуть серьезную научную технико-экономическую разработку плана развития... г. Москвы как социалистической столицы пролетарского государства».

Переустройство Москвы на основе новых принципов градостроительст-ва началось вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918–1925 гг. коллективом архитекторов под руководством А. В. Щусева был составлен план «Новая Москва», в котором отчетливо звучали идеи социалистического преобразования города и были предвосхищены многие принципиальные положения первого Генерального плана реконструкции Москвы. К 1935 г. разработка этого плана (архитекторы В. Н. Семенов, С. Е. Чернышев и др.) была закончена. 10 июля 1935 г. он был утвержден как основной документ, определяющий характер реконструкции всех отрас-лей городского хозяйства.

Это был первый в истории человечества комплексный план реконструк-ции города, подчиненный интересам трудящихся.

Уже к 1941 г. совершенно преобразились старый городской Центр и Са-довое кольцо, превратившиеся в комплекс просторных и благоустроенных улиц с элементами целостного архитектурного оформления. Даже москов-ским старожилам трудно было ориентироваться в этом непрерывном потоке перемен. Иные улицы «пять дней назад вы видели такими же, какими знали их четверть века, и вдруг все изменилось,– писал о Москве тех лет прекрас-ный знаток старого города Л. В. Никулин.–Перед вами свободные просторы площадей и широкие проспекты и фасады домов, перед которыми прежний колосс–Дом союзов–флигель, если не хижина». Широким стал Театральный проезд, обсаженный липами. После сноса Китайгородской стены, ветхих до-мишек в Охотном ряду, спрямления и расширения проезда по Моховой улице возникла широкая асфальтированная магистраль, застроенная многоэтажными зданиями Совнаркома, гостиницы «Москва» и библиотеки им. В. И. Лени-на. А совсем еще недавно здесь не было ни зелени, ни простора, и встречные извозчики встревоженно чмокали, дергались на козлах и, тряся вожжами, ос-матривались, как бы не зацепить друг друга колесами.

Реконструкция изменила внешний вид Кремля и Красной площади. Ис-чезла булыжная мостовая, уступив место гранитной брусчатке, и Красная площадь, помолодев, как бы расправила складки, нанесенные на ее облик временем. Были разбиты каменные оковы лабазов, однообразных торговых помещений, надетые на Красную площадь капиталистической Москвой и пре-вратившие ее в каменный мешок; просторно и свободно раскинулась она те-перь. В 1937 г. над пятью крупнейшими кремлевскими башнями загорелись рубиновые звезды–эмблема Советского государства. Разные размеры звезд определялись различиями в высоте и в архитектурном решении башен Крем-ля. Так, расстояние между концами лучей у звезд Никольской и Спасской ба-шен–3,75 м, Троицкой башни–3,5 м, Боровицкой–3,2 м и Водовзводной– 3 м. Каждая звезда была одета в три слоя рубинового стекла, укрепленного на каркасе из нержавеющей стали. (Первые звезды, установленные на четырех башнях Кремля в 1935 г., были облицованы медными золочеными листами.)

Улица Горького, ранее называвшаяся Тверской, также подверглась ко-ренной реконструкции. За старыми двух- и трехэтажными постройками посте-пенно поднимались многоэтажные корпуса жилых домов, здания обществен-ного назначения. Когда строительство было завершено и старые дома снесе-ны, перед взорами людей, пришедших полюбоваться на новую улицу Горько-го, открылась просторная, полная света и воздуха современная магистраль, ничем не напоминающая старую Тверскую. Ее ширина увеличилась с 17–20 м до 50– 60 м.

Большие реконструктивные работы велись в районе Арбата. На Смо-ленской площади были снесены дома, мешавшие транспортному движению, трамвайная линия, проходившая по Арбату и улице Коминтерна (ныне часть проспекта Калинина), уступила место асфальту, по которому мягко покатились троллейбусы. В Плотниковом переулке и на улице Веснина выросли но-вые многоэтажные жилые дома.

Значительные изменения произошли в районе магистрали, пролегаю-щей по Мясницкой улице (ныне улица Кирова), Комсомольской площади. Краснопрудной и Русаковской улицам. Здесь были сооружены крупные зда-ния общественного назначения, в которых разместились народные комисса-риаты земледелия, легкой промышленности, открылся Дом книги.

Любая реконструкция влечет за собой снос старых построек, мешающих созданию новой, более прогрессивной планировки. Однако строители Москвы старались сохранить то, что имело историческую или большую материальную ценность. Такое отношение к старой Москве породило передвижку зданий и установку их на новых местах. Во второй половине 30-х годов в центре Моск-вы было перемещено свыше 50 зданий. Так, в глубину улицы Горького ото-двинулось построенное во второй половине XVIII в. здание, в котором после революции разместился Моссовет; переменила свой адрес глазная больни-ца, свыше ста лет простоявшая на Тверской, а теперь переехавшая в пере-улок Садовских. Передвижка жилых домов осуществлялась без всякого на-рушения обычного ритма жизни их обитателей: как всегда, действовали во-допровод, канализация, телефон, газоснабжение и другие виды коммунального обслуживания населения.

В 1936 г. начались работы по реконструкции Большой Калужской улицы (ныне часть Ленинского проспекта). Она была освобождена от ветхих домов, заасфальтирована. Большая Калужская стала одной из первых улиц, где в широких масштабах осуществлялось строительство новых многоэтажных зданий. Впервые в строительной практике шестиэтажный дом возводился по-точно-скоростным методом по совмещенному графику с максимальным ис-пользованием сборных деталей и конструкций. Дом был построен всего за пять месяцев и восемь дней. Таких темпов строительства еще не знали в на-шей стране.

Одновременно перестраивались Каляевская, Новослободская, Большая Дорогомиловская, 1-я Мещанская и десятки других московских улиц. Новые жилые и общественные здания украсили набережные Москвы-реки–Фрунзенскую, Ростовскую, Смоленскую, Краснопресненскую.

Неузнаваемы стали промышленные районы столицы. Трущобы город-ских окраин–неотъемлемая черта капиталистической Москвы–уступали место рабочим кварталам, которые выглядели не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем центральные районы. На Симоновке вырос огромный Дворец культуры автозавода. Десятки и сотни благоустроенных многоэтажных домов для рабочих автозавода, ГПЗ-1, прожекторного, электрозавода и др. были по-строены в Дангауэровке, на Введенских горах. Малой Семеновской и Си-ничкиной улицах, Соколиной горе. Только в 1932–1933 гг. их новоселами ста-ли 58 000 рабочих с семьями. Некогда лишенные элементарных бытовых удобств, жители окраин получили газ, электричество, водопровод, канализацию, телефон, радио. Здесь появились фабрики-кухни, хлебозаводы, бани, прачечные, ясли, детские сады. Исчезли болота и свалки. Все основные ма-гистрали, пересекающие промышленные районы, оделись в асфальт, были озеленены. Новые трамвайные и автобусные линии связали эти районы между собой и с центром города.

Москва стремительно меняла свой облик. К 1941 г. ее общий жилой фонд увеличился на 6 млн. кв. м, т. е. в полтора раза по сравнению с 1913 г. Вместо керосиновых ламп и газовых фонарей, скудно освещавших старую Москву, в городе была создана широкая сеть электрического освещения. Свыше 40 000 электрических фонарей залили светом московские улицы.

Наряду с жилищным строительством в огромных масштабах велось строительство культурно-бытовых учреждений. За первые пять лет осущест-вления Генерального плана реконструкции в Москве было построено 379 школ, более 400 детских садов и яслей, десятки больничных корпусов, откры-то около 300 крупных библиотек и т. д.

Московское метро

Многими достижениями первых пятилеток гордились москвичи. Но с особой любовью относились они к своему метрополитену, по праву признан-ному лучшим в мире.

Решение о строительстве метро в Москве было принято Пленумом ЦК ВКП(б) в июне 1931 г. Проект первой очереди правительство окончательно утвердило в марте 1933 г., но параллельно его доработке уже с конца 1931 г. по всей трассе первой очереди развернулись строительные работы. Для того чтобы пустить в срок–в начале 1935 г.–11,5-километровую линию метрополи-тена, нужно было выполнить объем работ, которого не знала строительная практика Москвы и других городов Советского Союза: вынуть свыше 2 млн. куб. м грунта, уложить почти 850 000 куб. м бетона, завезти в Москву миллио-ны тонн строительных материалов, оборудования и т. п.

«Метро строит вся страна!»–этот лозунг партии, подхваченный совет-скими людьми, превратил стройку в подлинно всенародную.

539 предприятий страны выполняли заказы Метростроя. Москвичи соз-дали первый советский щит для проходки подземных тоннелей, ленинградцы изготовляли эскалаторы, Кузнецк поставлял рельсы, Украина и Карелия– гра-нит, Крым, Урал и Кавказ–мрамор.

Большое внимание строительству метрополитена в Москве уделяли ЦК и МК ВКП(б). В апреле 1933 г. Центральный Комитет партии принял специальное решение, сыгравшее важную роль в повышении качества и улуч-шении организации строительных работ. МК ВКП(б) через райкомы партии организовал общемосковское движение помощи Метрострою, самой распространенной формой которого стали субботники и воскресники трудящихся. Активное участие в сооружении метрополитена принимал московский комсомол. Только в 1933 г. 13 000 его представителей надели брезентовые куртки, взяли в руки лопаты, отбойные молотки и спустились под землю.

К февралю 1935 г. были завершены испытания линий первой очереди,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»