Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Софийский собор

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


- 1 -

Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества

замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII

веков, как Новгород.

Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятни-

ке русской архитектуры ХI века--Софийском соборе, памятнике, занимаю-

щим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе

Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство

стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в

центре детинца сооружается грандиозный каменный храм--Софийский собор.

Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.

Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она

говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новго-

роду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор

свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, ког-

да в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор

стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замы-

кало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородско-

го епископа-"владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в

казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуата-

ции крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяже-

нии столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц.

Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло

в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились крати-

ры-сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного сереб-

ра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они

выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице храни-

лись одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Су-

ществует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Гроз-

ного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непо-

корных Новгородских бояр.

Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была

одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились ле-

тописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской

правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись.

Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новго-

рода.Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной

обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные госу-

- 2 -

дарственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен со-

бора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская

София была символом Новгорода, Новгородской земли.

Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской

истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и

разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Со-

фийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиа-

полевой дивизии генерал-майор Вильке.

Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб,при-

чиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиар-

дов рублей!

Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947

году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты,

пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись

разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображе-

ние "Вседержателя" в центральном куполе Софии.

Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные рабо-

ты. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими рас-

копками, с полным обследованием памятника русской культуры. Истори-

ко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архи-

тектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические

раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В

1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специ-

ально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и

Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строи-

тельной технологии, отделки, фресковой росписи собора.

Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие

столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному

объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти.

Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества

богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.

Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на

юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.

Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитек-

турные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного

вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было

больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в

XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового

- 3 -

железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в

1408 году.

До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из ог-

ромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раст-

вором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала

постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных

деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной

стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние

соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-бо-

ковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма пе-

рекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.

Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней гла-

вы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современно-

го. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35

метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свин-

цовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа свя-

того над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла леген-

да-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с

креста-тут и Новгороду конец.".

Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный яв-

лялся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные

процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен

бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были

взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного

похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней

Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новго-

род из Швеции имеются в шведских документах.

Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными

композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изобра-

женных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого

епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154

годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литей-

щиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Рик-

вин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней на-

чертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты пола-

гают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в

Новгороде.

На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выпол-

- 4 -

неная в начале XVI века.

Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел

собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображени-

ем крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Муд-

рого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, назван-

ные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они

новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заго-

вора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»