←предыдущая следующая→
1 2 3
- 1 -
Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества
замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII
веков, как Новгород.
Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятни-
ке русской архитектуры ХI века--Софийском соборе, памятнике, занимаю-
щим видное место в истории мировой архитектуры. В 1044 году при князе
Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство
стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в
центре детинца сооружается грандиозный каменный храм--Софийский собор.
Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии.
Расположенная на холме Новгородская София была видна издалека, она
говорила купцам, плывущим по Волхову, о приближении к великому Новго-
роду, крупнейшему после Киева торговому центру древней Руси. Собор
свидетельствовал о богатстве и величии Новгорода. Строился собор, ког-
да в Новгороде еще была сильна власть князя. В середине ХII века собор
стал главным храмом Новгородской вечевой республики. Здание его замы-
кало с юго-востока территорию Владычного двора-резиденцию Новгородско-
го епископа-"владыки". Владения "Дома святой Софии" были обширны, в
казне Софии скапливались огромные богатства, получаемые от эксплуата-
ции крестьян и горожан софийских вотчин. В ризнице собора на протяже-
нии столетий собирались чудесные изделия серебяников, вышивальщиц.
Все, что создавалось в Новгороде и привозилось из заморских стран, шло
в Софийский собор. Так, с XII века в ризнице собора хранились крати-
ры-сосуды для причастного вина,-изготовленные из позолоченного сереб-
ра, искусно украшенные чеканными изображениями святых и чернью. Они
выполнены Новгородскими мастерами Братилой и Костой. В ризнице храни-
лись одеяния священослужителей из дорогих тканей, шитые жемчугом. Су-
ществует предание, что в ризнице Софии хранилась "долбня" Ивана Гроз-
ного, которой он якобы выколачивал заговорщический дух и смирил непо-
корных Новгородских бояр.
Библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже, была
одним из богатейших книжных сокровищ древней Руси. В ней хранились ле-
тописи, сборники законов. Здесь находился древнейший список "Русской
правды". С XI века при Софийском соборе велась Новгородская летопись.
Софийский собор являлся религиозным и политическим центром Новго-
рода.Он был свидетелем многих исторических событий. В торжественной
обстановке новгородцы принимали иноземных гостей, решали важные госу-
- 2 -
дарственные вопросы. Иногда у стен Софии собиралось вече. От стен со-
бора уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Новгородская
София была символом Новгорода, Новгородской земли.
Великолепный памятник древнерусского зодчества, памятник русской
истории, в годы Великой Отечественной Войны был варварски разрушен и
разграблен фашистскими захватчиками. Установлено, что ограблением Со-
фийского Собора непосредственно руководил командир 1-ой немецкой авиа-
полевой дивизии генерал-майор Вильке.
Черезвычайная Государственная Комиссия установила, что ущерб,при-
чиненный гитлеровцами Новгороду, исчисляется в сумме более 11 миллиар-
дов рублей!
Главный иконостас Софии был найден в Германии и возвращен в 1947
году в Новгород, но в каком состоянии. Многии иконы были расколоты,
пробиты осколками снарядов. Часть икон исчезла бесследно. Подверглись
разрушению царское и святительское места. Полностью погибло изображе-
ние "Вседержателя" в центральном куполе Софии.
Уже в 1945 году в Софийском Соборе начались реставрационные рабо-
ты. Восстановление собора решено было сочетать с археологическими рас-
копками, с полным обследованием памятника русской культуры. Истори-
ко-архитектурные исследования велись научной бригадой академии архи-
тектуры СССР под руководством профессора Н.И. Брунова. Археологические
раскопки 1945-1947 годов проводились под руководством А.Л.Монгайта. В
1962-1964 годах новые раскопы в соборе производили архитекторы специ-
ально-производственной реставрационной мастерской Г.М.Штендер и
Л.М.Шуляк. Исследования дали новый материал по истории здания, строи-
тельной технологии, отделки, фресковой росписи собора.
Новгородская София относится к типу пятинефных храмов, могучие
столбы делят собор на пять приходов-нефров. К основному пятинефному
объему с юга, запада и севера примыкают двухэтажные закрытые паперти.
Южная, Мартирьевская паперть с востока завершается приделом Рождества
богоматери, а северная-приделом Иоанна Богослова.
Софийский собор увенчан шестью главами, пятью в центре и одной на
юго-западной стороне,над лестницей на палати храма.
Сейчас выяснено, что собор сохранил до нашего времени те архитек-
турные формы, которые были приданы ему в XI веке. Отличие современного
вида здания от его первоначального облика невелико. В XI веке не было
больших окон, которые ныне прорезают стены собора. Порталы появились в
XVI веке. Свинцовая кровля XI века была заменена кровлей из листового
- 3 -
железа. Средний купол-маковица впервые оделся позолоченными листами в
1408 году.
До 1156 года храм снаружи не был отштукатурен. Его кладка из ог-
ромных, неправильной формы камней, скрепленных розовой цемянкой-раст-
вором извести с прибавлением мелко истолченного кирпича-придавала
постройке особую красоту и суровость. Стены собора лишены декоративных
деталей. При фасаде членятся мощными выступами-лопатками. С восточной
стороны собора выступают три большие и две малые апсиды. Три средние
соответствуют главному алтарю диаконнику и жертвеннику, две малые-бо-
ковым приделам: Рождественскому и Иоанна Богослова. Здание храма пе-
рекрывается сводами. Одни своды округлые, другие двускатные.
Высота собора от уровня древнего пола до замка купола средней гла-
вы-36,5 метра. Древний пол был на 1,3-1,8 метра ниже пола современно-
го. Длинна храма внутри (с севера на юг)-около 40 метров, ширина 35
метров. Толщина стен больше метра. На кресте центрального купола-свин-
цовый голубь. Когда-то голубь служил символом присоединения духа свя-
того над храмом и над всеми, молящимися в нем. А затем возникла леген-
да-одна из многих легенд, овевающих историю Софии "Как голубь слетит с
креста-тут и Новгороду конец.".
Три входа-южный, западный и северный ведут в собор. Западный яв-
лялся главным. Он расположен против главного алтаря, все торжественные
процессии обычно входили через него. Западный вход особенно интересен
бронзовыми Сигтускими вратами. Историки полагают, что эти врата были
взяты новгородцами в качестве военного трофея во время победоносного
похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней
Швеции называлась Сигтуной. Указания на то, что врата попали в Новго-
род из Швеции имеются в шведских документах.
Створы Сигутских врат украшены бронзовыми пластинами с рельефными
композициями на ветхозаветные и новозаветные темы. Среди фигур изобра-
женных на вратах, фигура магдебургского епископа Вихмана и плоцкого
епископа Александра.По их заказу ворота были изготовлены в 1152-1154
годах. Внижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров-литей-
щиков, возможно причастных к созданию врат. Надписи дают их имена Рик-
вин и Вайсмут. В центре нижней части створы-третья фигура. Над ней на-
чертано "Мастер Авраам". В его руках молот и клещи. Специалисты пола-
гают, что это изображение новгородского мастера, собиравшего врата в
Новгороде.
На западном фасаде собора, над вратами - фресковая роспись, выпол-
- 4 -
неная в начале XVI века.
Интересны также врата Корсунские, ведущие в Рождественский придел
собора. Эти бронзовые врата XI века византийской работы, с изображени-
ем крестов и с растительным орнаментом, по преданию дар Ярослава Муд-
рого новгородцам. Были в Софийском соборе врата Васильевские, назван-
ные так по имени новгородского архиепископа Василия. Изготовлялись они
новгородскими мастерами. В 1570 году, после подавления боярского заго-
вора в Новгороде, Иван Грозный вывез Васильевские врата
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|