Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Театры Москвы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Не с театра начиналась Москва. Более пяти веков наша столица

обходилась без постоянной сцены и специальных помещений для

лицедейства. Представляли, скоморошничали и плясали, где

придется, куда позовут. Право на это надо было завоевать в

борьбе с церковью и канонами. Со временем строительство

театральных зданий стало важным событием. Многие из них с

самого начала своего существования превращались в

определенную достопримечательность и жили долго, пока не

сгорали, их редко сносили, чаще достраивали и перестраивали.

Представительные театральные сооружения зачастую

формировали планировку центральных ансамблей. Это были

памятники культуры определенных эпох. Театры в прошлом и

настоящем являются излюбленной темой проектирования. Много

известных архитекторов с увлечением работали в этой области,

оставив после себя примечательные постройки. Еще античные

зодчие вдохновляли Палладио и Серлио, открывших новую

перспективу на итальянских сценах эпохи Возрождения.

Французы и немцы, заразившись этой увлеченностью,

разрабатывали новые догматы построения сцены и зала. А

вслед за ними и наши архитекторы: Тома де Томон в

Петербурге и Одессе, Росси в Москве и Петербурге, Кваренги,

Растрелли, Бове - целое созвездие лучших зодчих России. Все

они придавали важное значение театру как ансамблеобразующему

элементу.

О театрах, существовавших до середины XIX века,

сохранились лишь рассказы, записанные в виде историй,

воспоминаний, даже романов, и небольшое количество

несовершенных рисунков. Вторая половина XIX века частично

запечатлена на фотографиях. От первой четверти нашего века

сохранился звук живого голоса на шипящей пластинке.

Последние 65 лет театра увековечены кино. Но 20 столетий

театральной истории мира не оставили нам ни подлинных живых

движений, ни голоса, ни света. И только одно - стены

сооружений, камни, сценические порталы, которых касалась

рука великих артистов, музыкантов, художников, дирижеров,

смогли сохранить до наших дней подлинность хотя бы части той

обстановки, которая была когда-то.

Конечно, и здание не вечно. Но трудно не взволноваться

при мысли, что ты входишь через ту же дверь, через которую

входил Пушкин, можешь подняться по лестнице, по которой

ходил Чайковский, видишь дирижерский пульт, за которым стоял

Рахманинов, сидишь в том же зале, где 165 лет тому назад

играл Ференц Лист.

В камне свидетельство былых времен долго просуществует

для будущих поколений. Однако многое уходит безвозвратно.

Не все москвичи знают, где был Арбатский театр, и

вообще, что был таковой и что в течение двух лет он был

самым главным театром старой столицы. Погибли почти все

дерявянные сооружения прошлого. Например, трудно догадаться

нашему современнику, почему одна из аллей, ведущих к

стадиону "Динамо", называется Театральной...

Итак, давайте проследим театральную историю Москвы.

История театральных сооружений Москвы также, как и всей

России, подтверждаемая документами, начинается с конца XVII

века, а для глаз нашего современника театральная Москва

начинается позже - с Театральной площади. Почти на два века

вперед это место для строительства театров определили в 1702

году дьяки Посольского приказа отнюдь не из любви к театру,

а желая удалить его как можно дальше от Кремля.

ПОТЕШНЫЙ ДВОРЕЦ В КРЕМЛЕ

В 1651 году между Троицкими и Боровицкими воротами

Кремля для боярина И.Милославского были построены палаты.

Однако дворцу не суждено было оставаться жилым сооружением.

В 1668 году дворец перешел в казну и в течение нескольких

лет совершенствовался для потех (1669-1679). С 1679 года

здесь для узкого круга царской семьи устраивали различные

увеселения. По существу, это было уже первое в Москве

театральное помещение. В 1679 году его соединили переходом

на столбах с царским дворцом и пристроили дерявянные хоромы

и терема. Сохранилась акварель Р.Алексеева с изображением

этого Потешного дворца, неоднократно он фигурирует и в

художественной литературе. В то время это было довольно

сложное сооружение, местами двух- трех- и даже

четырехэтажное с крутыми наружными лестницами и крыльцами.

На верхних этажах некое подобие полуколонн, окна имели

обрамление валиком, типичное для архитектуры XVII века.

Живописная композиция здания с белокаменными деталями и

висячими гирьками на крыльцах, по всей видимости, хорошо

сочетались с соседним Теремным дворцом, близким к нему по

архитектуре, и домовой церковью.

В 1806 году здание приспособили для дома московского

коменданта. В оформлении фасада появились модные тогда

готические элементы - влияние романтичесеой архитектуры

Баженова и Казакова.

В 1874-1875 годах готику уничтожили и предприняли

попытку восстановить фасады под XVII век. Многократная смена

назначения и время неотвратимо исказили облик этого

интересного памятника, только южный и северный фасады

сохранили в какой-то степени первоначальные черты.

В 1977 году специальной мастерской ГлавАПУ Москвы был

подготовлен проект реставрации этого редкого памятника XVII

века.

КОМЕДИЙНАЯ ХРАМИНА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

в 1702 году из Данцига в Москву по приглашению Петра I

прибыл с восемью артистами Иоганн Кунст - антрепренер и

актер странствующих англо-немецких трупп. Поскольку к этому

времени от театров Алексея Михайловича не осталось и следа,

спектакли давались в большой зале покойного Лефорта.

Одновременно Петр I приказал построить специальное (первое в

России) театральнок здание для публичных представлений.

Разместить его в Кремле не разрешали консервативные дьяки

Посольского приказа, дабы не иметь внутри Кремля "бесовское

игрище". Они предлагали построить театр на Неглинной, но по

воле царя уже к концу 1702 года деревянная "Комедийная

храмина" встала на Красной площади у Никольских ворот на

краю рва, рядом с местом, где позже построили Исторический

музей.

в 1703 году умер Кунст, а по другим данным просто

сбежал, не заплатив артистам. Спектакли, дававшиеся вначале

по два раза в неделю, в 1705 году представлялись лишь 12

раз, в основном из-за отсутствия зрителя. В 1707 году с

согласия царя "Комедийную храмину" начали было разбирать как

неоправдавшую надежд, но за неимением средств прекратили.

После многих лет запустения в 1732 - 1735 годах предприняли

попытку ее отремонтировать и восстановить. Возможно, в этом

учавствовал В.Растрелли, приехавший в Москву для

строительства дворца на Яузе. После пожара 1737 года храмина

была окончательно разобрана.

Во времена Петра спектакли давали и в "большом сарае"

Московского госпиталя на Яузе (до 1740 года) и в духовной

академии, одна из зал Измайловского дворца до 1723 года была

специально оборудована для представлений, даже в

навигационной школе Сухаревой башни находились специальные

помещения, правда, как отзывались современники, "контура не

просторнее балагана марионеток в Германии". Именно на этих

сценах появились первые русские актеры и придворные

любители.

С сороковых годов XVII столетия начался новый период

строительства театральных зданий. Отныне сооружали уже не

случайные помещения руками плотников по указанию не очень

сведущих в строительстве и сценических делах людей.

ОПЕРНЫЙ ДОМ ГОЛОВИНСКОГО ДВОРЦА

Строительство второго растреллиевского театра в Москве

связано с воцарением Елизаветы Петровны (1741 год).

Императрица, вступив на трон, тотчас же послала Растрелли в

Москву, чтобы сделать к ее прибытию по случаю ее коронации

все приготовления во дворце. Одновременно Растрелли построил

большой деревянный дворец близ Немецкого квартала на

каменных фундаментах невдалеке от старого дворца Анненгоф

(на Яузе).

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»