Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Москвоведение /

Храм Христа Спасителя

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Ученики 10 класса "Б"

Разаков Руслан

Назаров Игорь

Арацкий Евгений

Можаев Сергей

Реферат по москвоведению

на тему:

Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве.

Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у дру-гих - течёт ровно и спокойно, судьба третьих бывает драматичной. Жизнь кафед-рального собора - таков официальный статус храма Христа спасителя в Москве - была яркой, бурной и по истине трагической. Мысль о строительстве храма родилась в ходе войны с Наполеоном, которая получила название в ходе войны Отечествен-ной, и связана с победой, определившей не только дальнейшую судьбу страны, но во многом повлиявшей на развитие мировой истории.

Храм Христа Спасителя создавался, как благодарственный храм-памятник Хри-сту Спасителю России призванный увековечить в памяти грядущих поколений муки, жертвы и великий подвиг народа. К его созданию были привлечены лучшие художе-ственные силы, а закладка и освящение собора превратились во всенародный праздник. В двух турах конкурса принимали участие выдающиеся русские архитекто-ры: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, К.Тон... Фасады храма оформляли скульпторы А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт, а интерьеры распи-сывали более 30 прекрасных художников, среди которых: А. Марков, В. Верещагин, Г. Семирадский, Т. Нефф, В. Суриков, И. Крамской и другие. В храме Христа Спаси-теля проходили все главные юбилеи и торжества. Задуманный как храм - памятник, он выполнял не только религиозно–нравственные функции, а был по истине куль-турно-просветительным центром. Здесь отмечались такие крупные события, как празднование 500-летия со дня рождения Сергия Радонежского, гоголевские дни приуроченные ко дню открытия памятнику великому писателю. В стенах собора ис-полнялась музыка П. И. Чайковского и П. Г. Чеснокова, звучал голос замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и К. В. Розова, который первым был удостоен звания «Великий архидиакон». После революции в храме Христа проходил чрезвычайный епархиальный съезд, а затем и Всероссийский Поместный Собор, где после более чем 200-летнего перерыва на Руси было восстановлено патриаршество. Только своеобразием нашей истории можно объяснить невероятный на первый взгляд факт, что памятник такого высокого нравственного значения, воспринимавшийся народом как национальная святыня, был разрушен, превращён в груду камней, и даже память о нём пытались уничтожить. На рубеже 20 и 30 годов XIX века Москва, как и другие города России, потеряло множество ценнейших архитектурных памятников. Неузна-ваемо изменились тогда панорамы русских городов: они лишились самой характер-ной их особенности - выразительного силуэта. Разрушенные до основания, обез-ображенные, приспособленные наскоро под склады, мастерские, гаражи, обезглав-ленные со снятыми крестами храмы - это тоже наша история. По отношению к ним, снесённым, взорванным, ставшим подобно классам, сословиям, народам, жертвами репрессий, наше запоздалое покаяние может выразиться единственным способом - восстановлением памяти о них. Сегодня уже много сделано и предпринимаются не-малые усилия для того, чтобы определить состав и объёмы утраченного, чтобы осознать, чего мы лишились безвозвратно и что ещё можно восстановить. Событие последних лет резко усилили никогда не угасавший полностью интерес к трагической судьбе храма Христа Спасителя.

Первый конкурс.

Один из величайших представителей петербургского классицизма, создавший свои лучшие работы во второй половине XVIII столетия Джакомо Кваренги (1744-1817) представил проект храма Христа Спасителя в духе Пантеона. Таким образом, символика Пантеона как национального храма – памятника в проекте Кваренги неот-делима от символа вечности и Бога. Символика форм подчёркивала мемориальный характер здания, практически лишённого признаков русского православного храма. Остальные известные нам проекты первого тура конкурса храма Христа Спасителя тяготеют к иному образу - собору святого Петра в Риме, включая и проект Витберга. Что же касается сохранившихся в большом количестве проектов А. Н. Воронихина, то они представляют, пожалуй, наиболее оригинальные, отмеченные поисками бес-прецендентныхт решений, работы. Проект Воронихина не мог быть принят к испол-нению не только из-за смерти архитектора, не успевшего его доработать. Он не мог быть принят, прежде всего, по тому, что фиксировал зарождение нового, а не выра-жал с максимальной прямотой общепринятое.Победа над Наполеоном осознаётся как победа русского народа и одновременно - как событие, имеющие важное обще-человеческое значение. Архитектура, выражающая подобное умонастроения, обле-кается в формы, соответствующие этому значению - ордерные, классиче-ские.Именно по этому победа на первом туре конкурса на проект храма Христа Спа-сителя досталась А. Л. Витбергу, сумевшему вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории, основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства.

Итак, для Витберга началась ежедневная практическая работа. Нужно было преоб-разовать склон Воробьёвых гор, изобиловавший холмами и оврагами в ровное про-странство для нижней площади храма, необходимой кроме всего для последующих работ. Однако трудности с осуществлением проекта у его создателя начались раньше. Оправдывались худшие опасения. Руководство строительством давалось Витбергу с трудом. Хотя земляные работы велись в большом объёме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамен-та. Витберг увидел в неудачи с доставкой камня злонамеренные действия, стоившее казне до 300.000 руб. Это и другие злоупотребления привели Витберга к решению отправиться в Петербург, доложить обо всём царю.Получив накладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву. Однако тот в скоре заболел и был отстранён отдел. А через два месяца умер император. Витберг лишился своего главного покровителя. Новый самодержиц России Николай I прика-зал приостановить все работы. Для выяснения вопроса о возможности осуществле-ния проекта Витберга рескриптом Николая I от 4 мая 1826 года был создан специ-альный «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К. И. Оппермана. В состав комитета вошли петербургские архитекторы А. А. Михайлов, О. Монферран, А. Мюдуи, К. И. Росси, В. П. Стасов, И. И. Шарлемань и А. Е. Штауберт, инженеры М. П. Базен и П. П. Карбоньер.Строительство, задуманное с размахом, большим, чем Большой Кремлёвский дворец, созданный по проекту В. И. Баженова, закончилось для зодчего трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Год спустя была ликвидирована комиссия по строительству храма, а 1835 году Вит-берг был сослан в Вятку.В результате исследований и сделанных на их основе чер-тежей плана и разрезов Воробьёвых гор, московские специалисты пришли к выводу, который признали все: «Построение великого храма на покатости Воробьёвых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведёнными испыта-ниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание». Вместо запроектированной Витбергом лест-ницы с 444-мя ступеньками из-за недостатка камня в окрестностях Москвы состави-тели заключения предлагали сделать пологие дороги с поворотами, а для сообще-ния с городом соорудить через Москву-реку чугунный мост «и в продолжение оного возвышенную на насыпи большую дорогу или шоссе через Лужниковское поле». За-ключение, подписанное двумя архитекторами и инженер полковником Янишем, 22 ноября 1827 года было отправлено в Петербург. Особое мнение полковника Яниша: многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, ис-ключают возможность строительство большого храма не только на склоне горы, но и на вершине из-за опасности неравномерных осадок. Это заключение решило судьбу Витберга и его проекта. Оно выносило приговор возможности осуществления храма на выбранном архитектурном месте - на склоне Воробьёвых гор. В итоге последова-ли высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсопова и указ Сената от 11 мая 1827 года: «Комиссию о сооружение в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела её, чиновников, строения, заготовленные материалы и всё казённое ведомства её имущества - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и дейст-вительного тайного советника князя Юсупова. Закончился первый этап строительст-во храма. В апреле 1829 года император изъявил желание, чтобы министр импера-торского двора П. М. Волконский «собрал всех известных и искуснейших архитекто-ров Москвы, приказал избрать им в сей столице удобное место для возведения предложенного храма Христа Спасителя» и чтобы они составили проект и сметы к ним. Так было положено начало второму конкурсу.

Второй конкурс.

Второй конкурс оказался много представительнее и разнообразнее первого, пожа-луй, самым представительным из всех бывших до сих пор в России. Проекты, рас-считанные на строительство храма на верхней площадке Воробьёвых гор, были соз-даны петербуржцами И.И. Шарлеманем, В.П. Стасовым, А. И. Мельниковым, и моск-вичами А.С. Кутёповым и А.С. Татищевым. Другая группа проектов второго конкурса представлена работами московских зодчих. Они выполнялись, судя по всему,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»