Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Tехнологический подход к экономике

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Олигополия –когда в отрасли существует малое число фирм. Продукция выпускается однородная с незначительной дифференциацией. Входные барьеры для выхода на рынок так же высоки. Работающие на рынке олигополисты не заинтересованы в увеличении числа участников рынка. Существует частичный контроль над ценой. Любое снижение цены для увеличения объёма продаж одной фирмой, может привести в конечном итоге к общему снижению уровня цен на рынке и уменьшению прибыли всех олигополистов. Олигополисты, при установлении цен на рынке принимают во внимание поведение конкурентов, а часто идут на тайный сговор между собой при установлении цен на рынке.

3) Монополистическая конкуренция – когда на рынке существует сравнительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию. Входные барьеры на такой рынок достаточно слабые, за счёт конкуренции и невозможности использования эффекта масштаба, как при олигополии. Контроль над ценой в таких условиях слабый, но он существует. Он основан на дифференциации выпускаемого продукта, на небольших различиях в технологии, упаковке и т,д, на предпочтении потребителей.

В целом необходимо отметить, что для нормального функционирования любых рыночных структур является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Отметим влияние каждого вида условий рынка на производственные возможности фирмы.

• При совершенной конкуренции то количество товара, которое необходимо произвести определяет потребитель, создавая спрос на него. Задача же производителя состоит в определении необходимого количества ресурсов для производства этих товаров. Применения такой технологии использования ресурсов, при котором издержки будут минимальны.

• Имея полный контроль над рынком и ценами, монополист при производстве товаров руководствуется определением соотношения выпуска такого количества товара и по таким ценам, которые давали бы наибольшую прибыль.

• При олигополии производители прибегают к принципу “издержки плюс”. Он состоит в том, что при постоянно колеблющемся спросе и, следовательно, изменяющемся количестве средних издержек и нормы прибыли, фирмы планируют средний объём выпуска в районе 75-80% от производственных возможностей, а “плюс” или надбавка планируется как минимальная экономическая прибыль в %, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать общую прибыль.

• Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завышены, как в условиях олигополии. Производитель получает лишь нормальную прибыль, поэтому важнейшей задачей, для увеличения прибыли производителя, является снижение издержек. Снижение может быть достигнуто внедрением новых, более совершенных технологий. Увеличение прибыли так же может быть достигнуто за счёт увеличения объёмов продаж. Для увеличения объёмов продаж активно применяется реклама, послепродажное обслуживание, маркетинговые исследования.

5. Наука и новые технологии

5.1. Взаимное влияние экономики и технологии и его отражение на производственные возможности

В современном мире наука шагает вперёд “семимильными” шагами. Постоянно появляющиеся разработки в области промышленных и информационных технологий, позволяют облегчить, усовершенствовать и оптимизировать процессы производства и управления. Внедрение новых технологий , будь то производственные, информационные или технологии управления, позволяют существенно повысить производительность труда, качество изготовления товаров и снизить издержки, что является одним из наиболее важных положительных сторон внедрения новых технологий.

Однако, сама разработка новых технологий требует достаточно больших затрат, именно поэтому отделами, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью и конструкторскими разработками, располагают только очень крупные промышленные фирмы, или это могут быть специализированные институты. Как и любые другие издержки в экономике затраты на НИОКР учитываются при планировании прибыли предприятия. И именно за счет их высокой стоимости, не все существующие современные технологии широко внедряются в производство. В большинстве случаев, фирмы, для которых внедрение новых технологий позволило бы существенно увеличить объем производства, прибыль и конкурентоспособность их товара на рынке, не делают этого из-за последующего за внедрением технологий, резкого увеличения средних издержек (высокая стоимость технологий, лицензий, патентов, нового вида оборудования)и длительного срока окупаемости таких вложений. Как следствие, экономический эффект внедрения новых технологий может быть минимальным. Тем не менее, предприятия идут на риск, внедряя новые технологии. И хотя во время окупаемости предприятие может не получать даже нормальной прибыли. Но если современные, постоянно совершенствуемые технологии и методы управления, позволили руководителям фирмы правильно определить отношение выпуска и издержек, то в дальнейшем, после окончания срока окупаемости, фирма, вполне вероятно, в течение некоторого времени сможет получить даже сверхприбыль.

Как можно увидеть экономика и новые технологии влияют друг на друга: для увеличения экономического эффекта требуются новые технологии, с другой стороны для внедрения новых технологий требуется определённое количество капитала.

Здесь, как и прежде прослеживается наиболее важная задача технологического выбора.

РАЗДЕЛ II Производственные возможности

6.1 . Анализ влияния изменений факторов, влияющих на производственные возможности.

Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить полную занятость, и полный объем производства.

Под полной занятостью мы понимаем использование всех пригодных для этого ресурсов.

Под полным объемом производства мы понимаем то, что ресурсы надо распределять эффективно, то есть что применяемые ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции.

Как нам уже известно, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Для иллюстрации альтернативности и сущности проблемы экономии воспользуемся графиком производственных возможностей с традиционным примером, показывающим выбор общества между производством двух видов различных товаров (например: компьютеры и пельмени)

Примем несколько определенных допущений:

1. Эффективность – полная занятость, полный объем производства;

2. Постоянное количество ресурсов – факторы производства постоянны по количеству и по качеству;

3. Неизменная технология – в ходе нашего анализа технология не меняется;

4. Два продукта – компьютеры (средства производства) и пельмени (потребительские товары).

Из принятых нами допущений вытекает, что наша экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Общий объем имеющихся ресурсов ограничен, значит ограничена и способность нашей экономики производить компьютеры и пельмени. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Вывод: если мы предпочтем увеличить производство, например, компьютеров, то сделать это мы сможем за счет ресурсов, необходимых для производства пельменей, и наоборот, лишь получая дополнительные ресурсы за счет сокращения производства компьютеров , мы сможем увеличить выпуск пельменей.

Рассмотрим эту ситуацию в графическом изображении. (рис2)

Каждая точка на прямой производственных возможностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Имеем в виду, что в нашей экономике существует полная занятость ресурсов и полный объем производства. Все сочетания компьютеров и пельменей представляют максимальные их количества. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, как, например, точка F, оказались бы предпочтительней любой точки на прямой; но такие точки не достижимы при данном количестве ресурсов и данной технологии производства.

Если все параметры производства на кривой производственных возможностей отражают состояние полной занятости и полного объема производства, какую их комбинацию предпочтет общество? Это нормативный вопрос, не относящийся к науке. Влияние на это оказывают действующие в обществе ценности.

Вернемся к рассмотренным основным факторам, влияющим на производственные возможности фирмы.

Можно отдельно отметить влияние изменений самих факторов на кривую производственных возможностей.

Количество других продуктов, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется вменёнными издержками производства этого продукта. Передвигаясь по кривой от альтернативы А к В, мы устанавливаем, что издержки производства одной единицы пельменей равны издержкам производства одной единицы компьютеров. Однако по мере движения к альтернативе С и от С к D и т.д. – нам открывается важный экономический принцип. В процессе движения от альтернативы А к альтернативе Е стоимость компьютеров, которыми приходится жертвовать, что бы получить каждую дополнительную единицу пельменей, возрастает.

При незанятости и неполном использовании ресурсов экономика производила бы меньше продукции.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»