Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Актуальные проблемы социально-экономического развития

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


месяц. Это очень хороший показатель, сопоставимый с высокоразвитыми государствами. Сегодня страна находится "на принципиально новом этапе развития", сказал Александр Лукашенко. Производство валового внутреннего продукта в Беларуси за нынешнюю пятилетку возрастет на 44%, а не на 35%, как планировалось. Объем промышленного производства увеличится на 50% против 28% запланированных. Рост объема выпуска продукции сельского хозяйства предполагается на 35% вместо запланированных 22%. Инвестиции в основной капитал вырастут на 75% при плановом показателе 60%. Все это позволит достичь к концу 2005 года уровня средней заработной платы в эквиваленте 250 долларов. Государство будет делать все необходимое, чтобы любой человек смог за несколько лет заработать на квартиру, отметил президент. [3; 56-59]

2. Критический анализ проблем социально-экономического развития Республики Беларусь

Игнорирование государством универсальных экономических законов, основанных на сбалансированном уровне потребления и сбережения, создает тревожные перспективы для «сильной и процветающей Беларуси».

Успехи белорусской экономики, отмечаемые выше не только официальной статистикой, но и международными организациями, ставят вопрос о причинах повышения материального благосостояния населения на фоне отсутствия системных экономических реформ. Создается впечатление, что в Беларуси удалось изобрести новый рецепт эффективного регулирования экономики, основанной на практически монопольной государственной собственности, чего не удалось сделать в свое время даже СССР.

Прежде чем определить причины успеха существующей белорусской экономической системы, следует указать, какие достижения в экономике существующая власть считает наиболее значимыми. Прежде всего это уровень заработной платы и пенсий, которая по официальным отчетам возросла за последние пять лет в 2,5 раза. Здесь сразу же следует отметить, что в условиях Беларуси, когда доходы большинства населения (в том числе и в сельском хозяйстве, и в промышленности через налоговые преференции и дотации) «завязаны» на бюджет, исполнение данной цели во многом определяется способностью властей аккумулировать денежные средства в централизованных фондах.

В условиях, когда долги субъектов хозяйствования перед бюджетом по состоянию на 1 апреля 2005 года составляют 1,4% годового плана доходов бюджета, можно отметить, что властям в настоящее время удается соблюдать платежную дисциплину в данном секторе экономики. Помогают в этом не только нетрадиционные методы сбора налогов (взыскание дебиторской задолженности), но и широкая практика предоставления налоговых преференций в виде отсрочек (рассрочек) уплаты налоговых платежей, а также налогового кредита.

Последнее, в свою очередь, определяет и второе достижение властей - стабильную работу предприятий на фоне низкой безработицы. При этом экономическая устойчивость белорусских предприятий, помимо льгот, во многом базируется и на финансовых ресурсах централизованных государственных фондов, что потребовало принятия в прошедшем году десятков указов и распоряжений о предоставлении помощи 3,5 тыс. предприятий на сумму 1,25 трлн. BYR. Без наличия финансовой поддержки государства стабильная работа большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий будет под вопросом.

Если к перечисленному выше добавить достижения в области возрождения села и внедрения социальных стандартов (также основанных на финансовой поддержке государства), то станет очевидно, что успехи и перспективы развития белорусской экономической модели во многом базируются на способности государства по формированию бюджета в размерах, достаточных для финансирования перечисленных задач. Одновременно все указанные задачи могут быть выполнены лишь при опережающем росте доходов бюджета над темпами роста ВВП.

Как видно из таблицы, данный механизм активно использовался государством на протяжении последних двух лет. То есть государство имело возможность обеспечивать повышение заработной платы бюджетникам и пенсий, не сокращая при этом государственной поддержки приоритетных предприятий и социальных направлений. Итоги I квартала текущего года, когда темпы роста поступлений в бюджет и ВВП составили соответственно 25,7% и 9,6% (рост по сравнению с I кварталом прошлого года), свидетельствуют о сохранении в 2005 году тех же подходов. При этом впечатляющий рост поступлений бюджета в I квартале обеспечен как новым порядком уплаты НДС с Россией, так и отнесением к государственным доходам отчислений в инновационные фонды.

В условиях ограниченности внешних инвестиций ускоренное аккумулирование финансовых ресурсов в бюджете, в том числе и за счет инновационных фондов, напрямую отражается на способностях предприятий по инвестированию и обеспечению себя оборотными средствами. Итогом проводимой правительством политики стал рост внутреннего кредита в ВВП за последние годы со скоростью 1% в год до 20,6% по итогам 2004 года (см. табл.). Аналогично росла и доля кредитов в кредиторской задолженности предприятий (на 1% в год), составив по итогам прошедшего года более 16% долга субъектов хозяйствования перед кредиторами. То есть установилась зависимость экономики от кредитной системы страны.

По итогам 2004 года размеры внутреннего кредита и инвестиций стали равны, что теоретически свидетельствует о полном использовании кредитов на инвестирование. С учетом того, что практически это невозможно (часть кредитов используется населением, а также предприятиями на пополнение оборотных средств, выплату заработной платы), то очевидно проявление процесса сокращения обновления основных средств. Эта тенденция хорошо видна на примере прошлых лет. Так, по данным «Статистического ежегодника Республики Беларусь за 2003 год», удельный вес начисленной амортизации к первоначальной стоимости основных средств увеличился с 42,3% в 1996 году до 53,5% в 2003 году. То есть происходит простое «проедание» национального богатства, накопленного предыдущими поколениями белорусских граждан, со скоростью 1,6% в год.

Таким образом, секрет существующего экономического чуда базируется на создании с помощью жесткой «вертикали» власти и монопольной государственной собственности фискального механизма трансформации национального богатства, созданного прошлыми поколениями, в доходы бюджета, направляемые на текущее потребление. Отсюда вывод: перспективы и запас прочности современной белорусской экономики, а вместе с ней и существующего экономического чуда зависят от скорости «проедания» национального дохода и возможностях обеспечения коммерческими банками нарастающих потребностей экономики в финансовых ресурсах.

Сохранение современной белорусской социально ориентированной модели без существенных инвестиционных вливаний из-за рубежа и отказа от экономически не обоснованного роста доходов населения таит в ближайшем будущем две серьезные проблемы. Во-первых, нарастание физического износа оборудования ведет к постоянному снижению возможностей предприятий по производству конкурентоспособной продукции, а следовательно, и расширению рынков сбыта.

Более реальным и очевидным видится появление в ближайшее время и второй проблемы - наличия достаточных финансовых ресурсов у кредитной системы для нарастающих потребностей экономики в кредитах, что на фоне ускоренного роста потребности предприятий в заемных ресурсах грозит в обозримой перспективе снижением способности предприятий отвечать по своим кредитным долгам. А это прямой путь к дефолту. При этом основные потери, в отличие от российского дефолта августа 1998 года, понесут не внешние, а внутренние инвесторы, в том числе население.

Экономика Республики Беларусь: отдельные показатели деятельности

Наименование показателя на 1.01.2002 г. на 1.01.2003 г. на 1.01.2004 г. на 1.01.2005 г. на 1.04.2005 г.

Стоимостные показатели (в трлн. BYR)

Валовой внутренний продукт (ВВП) 17,2 26,1 36,6 49,4 12,2

Инвестиции 3,0 4,5 7,1 10,2 2,1

Внутренний кредит 2,8 4,4 7,4 10,2 9,9

в т. ч. кредит гос. субъектов хозяйствования 1,1 1,7 2,1 3 3

Доходы бюджета (без ФСЗН) 5,7 8,6 12,2 16,7 5,1

Задолженность перед бюджетом 0,1 0,2 0,3 0,2 0,3

Дебиторская задолженность 6,0 8,2 9,7 12,8 -

Кредиторская задолженность 8,1 11,1 13,7 18,1 -

Темп роста показателей (в % к предыдущему году)

ВВП 104,7 105 107 111 109,6

Доходы бюджета (без ФСЗН) 101,3 100,9 115,1 112,4 125,2

Удельные показатели (в %)

Доходы бюджета (без ФСЗН) в ВВП 33,1 33 33,3 33,8 41,8

Инвестиции в ВВП 17,4 17,2 19,4 20,6 17,2

Внутрениий кредит в ВВП 16,3 16,9 20,2 20,6 -

Внутренний кредит гос. субъектов хозяйствования в кредиторской задолженности 13,6

21 апреля в статье «Революция приписок» российская «Газета» увязала вероятность бунта в той или иной стране СНГ со степенью ее экономического развития. Газета констатировала, что, по данным компании ФБК, уровня 1991 г. в СНГ не достигли «Молдавия, одна из беднейших стран мира (около 50% от союзного уровня), Грузия и Украина (примерно по две трети от уровня бывших ГССР и УССР), т. е. те страны, «в которых и происходили «цветные революции».

Упомянув прогноз Кондолизы Райс, обещавшей революцию в Беларуси, «Газета» задалась вопросом: как же так, ведь, по данным ФБК, Беларусь давно минула уровень 1991 г.! И тут же ответила на это противоречие: «Значительной части ВВП Беларуси в действительности, похоже, не существует. Приписками, судя по всему, объясняются феноменальные, но в тоже время не видимые глазом экономические успехи этой республики».

Корреспондент «Газеты» просто не понял природы нашего экономического чуда. Как известно, в нашем государстве

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»