Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Актуальные проблемы социально-экономического развития

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


государстве традиционно большое внимание уделяется женщинам. Благодаря заботе президента, их много и в парламенте, и в госуправлении, и в руководстве предприятий и фирм. Вместе с тем, как пишет The Daily Telegraph от 21 апреля, женщины богатеют быстрее мужчин: в течение ближайших 20 лет число британок-миллионеров превысит количество британцев-миллионеров во всех возрастных группах. Поэтому Центр исследований экономики и бизнеса назвал в своем докладе женщин «источником финансовой энергии» Великобритании.

У Беларуси такой «финансовой энергии» поболей будет, чем у Британии. А уж если о качестве ее разговор завести, то мы ту Англию не только догнать, но и перегнать в ближайшие годы должны! И никаких приписок!

Международный валютный фонд (МВФ) критически оценил в своё время проект бюджета Беларуси на 2005 год, сообщила глава представительства фонда в республике Зузана Бриксиова. По ее словам, основной проблемой белорусского бюджета следующего года является несбалансированность доходной и расходной частей. В частности, З.Бриксиова отметила, что МВФ рекомендовал белорусскому правительству допустить максимально возможный уровень дефицита бюджета на уровне, не превышающем 0,5% ВВП. При этом одобренный правительством проект бюджета предусматривает дефицит в размере 1,5% ВВП.

З.Бриксиова считает, что разработчики проекта бюджета неадекватно определили источники финансирования дефицита бюджета. Она пояснила, что проект бюджета предусматривает финансирование дефицита в основном за счет внешних источников (при запланированном дефиците 690,2 млрд. руб. внешнее финансирование дефицита должно составить 451,7 млрд. руб. — "ИФ"). Объем внешнего финансирования дефицита в размере 1% ВВП "очень высок для Беларуси и нереален для исполнения", уверена представитель МВФ. При этом она напомнила, что в текущем году внешнее финансирование дефицита бюджета сложилось отрицательным в размере около 90 млрд. руб.

З.Бриксиова также считает нереальными планы по привлечению в следующем году на финансирование дефицита бюджета средств от приватизации госсобственности в размере 100 млрд. руб., так как в текущем году поступления от приватизации были крайне незначительны (26 млрд. руб. при плане 430 млрд. руб. — "ИФ").

Оценивая в целом расходную часть проекта бюджета, З.Бриксиова отметила крайне высокий уровень социальных выплат, который не соответствует реальным показателям развития экономики. Она считает, что предусмотренное в следующем году в Беларуси повышение реальной заработной платы на 7-8% не соответствует существующей производительности труда, консервирует высокий уровень налоговой нагрузки на реальный сектор, что препятствует развитию частного сектора в экономике республики. При этом представитель МВФ считает нереальным для выполнения запланированный на следующий год темп роста ВВП в размере 6,5-7,5%. Кроме того, такой рост зарплаты делает крайне сложной задачу удержания инфляции на запланированном уровне (14-19% в 2004 году — "ИФ"). При этом искусственное сдерживание обменного курса белорусского рубля, которое, по ее мнению, будет предпринято в следующем году, негативно скажется на конкурентоспособности продукции белорусской промышленности на внешних рынках.

Вместе с тем МВФ намерен и в дальнейшем реализовать программы технической помощи Беларуси, сказала З.Бриксиова. Она сообщила, что в декабре текущего года в Беларусь прибудет техническая миссия МВФ, которая оценит развитие банковской системы республики.

За период сотрудничества Беларусь получила от МВФ две транши кредита по программе системных трансформаций — в августе 1993 года (98 млн. долларов) и в феврале 1995 года (101,7 млн. долларов) и одну траншу кредита stand-by в сентябре 1995 года (70 млн. долларов). В дальнейшем фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия экономической политики правительства рекомендациям МВФ [4].

Выбор пути развития и социально-экономической модели будущего становится в таких условиях особой проблемой. Вместо обеспечения гражданского мира и общественного согласия с помощью компромиссов, учета мнений и позиций различных политических сил в сегодняшней Беларуси политическая борьба доводится до степени психологической войны.

Серьезность внутриполитических проблем дополняется проблемами внешнеполитическими. Республику Беларусь как новое независимое государство признали более 140 государств мира, почти со всеми из них установлены дипломатические отношения. Республику Беларусь посетили руководители США, России, Китая, Украины, Польши, Литвы и других стран. Это был достаточный уровень признания молодого государства мировым сообществом для полноценного участия в международной жизни.

Однако власти Беларуси не использовали предоставленные возможности интеграции в мировое сообщество. Сегодня отношения со странами Европы и США можно характеризовать как холодные, напряженные, отчасти даже враждебные. Их улучшение возможно только после кардинальных перемен в Беларуси.

Беларусь оказалась изолированной от источников инвестиций и современных технологий Западной Европы и США, что делает экономику страны бесперспективной.

Активность в отношениях с рядом азиатских стран (официальные визиты, открытие посольств) принципиально не меняет международного положения Беларуси, имеет скорее внутриполитическое, пропагандистское значение.

Стремление политическим путем получить преференции на российских рынках усугубляет экономическую и политическую зависимость от России, не стимулирует, а скорее тормозит технический прогресс и конкурентоспособность белорусской промышленности.

Внешнеполитическое положение Беларуси в последние годы продолжает ухудшаться. Страна по сути дела оказалась в международной изоляции.

Неконструктивность существующего курса, невозможность с его помощью преодолеть системный кризис угрожают самому существованию нации.

Число зарегистрированных заболеваний возросло за 2000-2005 гг. в 1,3 раза, в том числе психических расстройств и нервных заболеваний примерно в 2 раза, активного туберкулеза на 46%, сифилиса в 5 раз, алкогольного психоза в 1,8 раза.

Потребление алкоголя в 2005 г. составило 9,9 л в переводе на чистый спирт (в 1994 - 7,1 л). Этот показатель превышает предельно-критическое значение в 8 л, после которого начинается генетическое вырождение нации. Высокое потребление алкоголя является одним из основных факторов социальной деградации населения. Смертность от причин, связанных с алкоголизмом, за последние 7 лет увеличилась в 2,1 раза.

Ожидаемая продолжительность жизни за 1990-1999 гг. снизилась на 3,2 года. При этом наибольшая интенсивность роста смертных случаев наблюдается у мужчин в молодых трудоспособных возрастах. В сельской местности Гомельской и Могилевской областей мужчины в среднем умирают, не дожив до пенсионного возраста.

Для простого замещения поколений каждая женщина в детородном возрасте должна родить в среднем 2,15 ребенка, сейчас же рождается 1,4 ребенка. Начиная с 1993 г., естественный прирост населения стал отрицательным. К тому же демографическая ситуация в Беларуси - одна из самых плохих в Европе. Каждые 157 работающих содержат 100 пенсионеров. Количество пенсионеров превышает 25% всего населения.

Социальную ситуацию усугубляет необходимость нейтрализации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате аварии 23% территории Беларуси загрязнено долгоживущими радионуклидами. В зараженных областях проживает 1,84 млн. человек, из них почти 500 тысяч детей и подростков. Там, где радиация колеблется между 15 и 40 кюри на кв. км, на Украине и в России люди давно отселены, А у нас на этих землях еще живет около 140 тысяч человек. Количество генетических отклонений у новорожденных в Гомельской области выросло по сравнению с 1986 годом примерно в 8 раз! 42% детей, родившихся на зараженных территориях, имеют отклонения в психомоторном развитии. Показатели первичной инвалидности населения Беларуси увеличились с 1986 г. на 50%.

Практически все жители Беларуси носят в себе разрушающие человеческий организм радионуклиды. Основную дозовую нагрузку (70 - 90%) население продолжает получать за счет потребления продуктов питания местного производства, далеко не всегда доброкачественных и чистых, что свидетельствует об отсутствии государственной концепции оздоровления населения. Причем в последние годы объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы и социальную защиту пострадавших уменьшаются.

Состояние здоровья подрастающего поколения представляет собой потенциальную угрозу безопасности страны. Всего лишь 13-15% выпускников общеобразовательных школ Беларуси могут считаться здоровыми, 45-47% имеют функциональную патологию, 40% -- хронические заболевания.

Наряду с ухудшением физического здоровья усиливается и отклоняющееся поведение населения. За 1990-1998 гг. число зарегистрированных преступлений увеличилось в 1,62 раза, а число преступлений, связанных с употреблением наркотиков - в 7 раз. Количество заключенных возросло с 15,9 тысяч в 1990 г. (37,4 тысяч в 1994 г.) до 57,5 тысяч в 2005 г. Тюрьмы переполнены и довольно плохо финансируются. Пенитенциарная система из попавших в нее людей делает физических и духовных инвалидов.

Подрывается социальное здоровье общества. Растет число разводов. Число самоубийств выросло с 1990 г. в 1,9 раза. Падает качество медицинского обслуживания и социального обеспечения. Больницы, дома престарелых зачастую не имеют элементарных медикаментов. Государственные расходы на здравоохранение и образование снизились с 7% до 6,4% [5; 47-49].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»