Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Анализ и структура заработной платы в коммерческих предприятиях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


как в целом (общий) так и по отдельным категориям работников.

Для измерения уровня производительности труда работников коммерческих предприятий сферы услуг, где применяются следующие формулы:

где — средний объем услуг, реализованных населению, приходящийся на одного работника предприятия сферы услуг; Yреал. — объем реализованных населению услуг за отчетный период; — среднесписочная численность работников предприятия;

где Т — фактически отобранное время (в чел.-днях) всеми работниками коммерческого предприятия за отчетный период.

В массовом питании исчисления показателей уровня производительности труда, который имеет свою специфику, обусловленную содержанием трудовых процессов в данной отрасли. Оценка уровня производительности труда здесь осуществляется следующим образом.

Во-первых, рассчитывается показатель производительности труда в целом, но предприятию массового питания:

где — средний оборот, приходящийся в целом на одного работника предприятия массового питания; pgм.н. — общий объем товарооборота предприятия массового питания за отчетный период (в сопоставимых ценах и нормах расценки); rм.н. — среднесписочная численность всех работников предприятия массового питания.

Во-вторых, в массовом питании исчисляется показатель производительности труда работников, запятых непосредственно выпуском продукции собственного производства:

где W — средняя выработка продукции собственного производства, приходящаяся на одного работника, занятого выпуском продукции собственного производства, на предприятии массового питания; Qc.н. — объем выпуска продукции собственного производства предприятием массового питания за отчетный период; — среднесписочная численность работников, занятых производством собственной продукции, за отчетный период.

Стоимостные показатели уровня производительности труда работников, выпускающих продукцию собственного производства в массовом питании, могут быть рассчитаны (по аналогии с торговлей и сферой услуг) на один отработанный человеко-день.

В массовом питании возможно использование не только стоимостного, но и натурального и условно-натурального методов измерения уровня производительности труда работников, занятых выпуском обеденной продукции:

где Wнат. — средняя выработка обеденной продукции в натуральном выражении (в натуральных блюдах), приходящаяся на одного работника, занятого выпуском продукции собственного производства, на предприятии массового питания; gнат. - объем выпуска обеденной продукции в натуральном выражении (в натуральных блюдах) предприятием массового питания за отчетный период; — среднесписочная численность работников, занятых производством собственной продукции, на предприятии массового питания за отчетный период:

где Wусл..нат. — средняя выработка обеденной продукции в условно-натуральном выражении (в условных блюдах), приходящаяся на одного работника, занятого выпуском продукции собственного производства, на предприятии массового питания; g усл..нат. — объем выпуска обеденной продукции в условно-натуральном выражении; g .нат.i — объем выпуска в натуральном выражении предприятием массового питания - вида обеденной продукции за отчетный период;

Ктруд.i— коэффициент трудоемкости выпуска i-го вида обеденной продукции (i-го вида натуральных блюд), определяемый расчетным путем, для данного типа предприятия массового питания (ресторана, кафе, столовой

и т. д.).

Таким образом, в массовом питании целесообразно использовать все три существующих метода измерения уровня производительности труда: натуральный, условно-натуральный, стоимостной.

Для всех вышерассмотренных типов коммерческих структур (торговля, сфера услуг и массовое питание) возможно исчисление показателей уровня производительности труда занятых в них работников, исходя из объема прибыли от реализации товаров (услуг) по следующей формуле:

где — средний оборот на одного работника (в сопоставимых ценах) и средний объем реализованных услуг на одного работника; Преал. — объем прибыли от реализации товаров (услуг) в отчетном периоде; r — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия за отчетный период.

Анализ динамики показателя уровня производительности труда в коммерческих предприятиях и организациях осуществляется с помощью индексного метода.

Индекс среднего оборота, приходящегося на одного работника коммерческого предприятия в фактических (действующих) ценах, имеет следующий вид:

где Q1ф.ц.,Qо — средний оборот на одного работника коммерческого предприятия соответственно в отчетном и базисном периодах; p g, p g - объем товарооборота коммерческого предприятия в фактических (действующих) ценах соответственно в отчетном и базисном периодах; — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия в отчетном и базисном периодах; Ipg — общий индекс товарооборота в фактических ценах;Ir— общий индекс среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.

Таким образом, индекс среднего оборота на одного работника коммерческого предприятия в фактических ценах может быть получен как соотношение индексов товарооборота в фактических цепах и среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.

Однако построенная индексная система не может правильно отражать динамику уровня производительности труда в коммерческих предприятиях, так как включает в себя ценностной фактор, отражает изменения розничных цен. Эффективность же труда работников коммерческих предприятий связана в основном с натурально-вещественной формой товара и в значительно меньшей мере — с его стоимостью. Следовательно, для обеспечения адекватного отражения динамики уровня производительности труда в коммерческих предприятиях необходимо устранить влияние изменения розничных цен (тарифов на услуги, предоставляемые населению), т. е. перейти к индексной системе в сопоставимых (неизменных) ценах:

где Q1c.ц.,Qо — средний оборот на одного работника коммерческого предприятия в сопоставимых цепах соответственно в отчетном и базисном периодах; p g, p g - общий объем товарооборота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах соответственно за отчетный и базисный периоды; — среднесписочная численность работников коммерческого предприятия за отчетный и базисные периоды; Ig — общий индекс товарооборота коммерческого предприятия в сопоставимых (неизменных) ценах (общий индекс физического объема товарооборота).

Таким образом, индекс среднего оборота на одного работника коммерческого предприятия в сопоставимых ценах равен отношению индекса физического объема товарооборота к индексу среднесписочной численности работников коммерческого предприятия.

Аналогичные индексные системы могут быть построены для анализа динамики уровня производительности труда в сфере услуг массового питания. Например, индексные системы уровня производительности труда работников при выпуске продукции собственного производства в массовом питании в фактических и сопоставимых ценах и нормах наценки будут иметь соответственно следующий вид:

где Iwф.ц. — общий индекс средней выработки продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в фактических ценах и нормах наценки; — средняя выработка продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в фактических ценах и нормах нацепки соответственно в отчетном и базисном периодах; — объем выпуска продукции собственного производства в фактических ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — среднесписочная численность работников производства в предприятии массового питания в отчетном и базисном периодах; — общий индекс среднесписочной численности работников производства в предприятии массового питания;

где — средняя выработка продукции собственного производства на одного работника производства в предприятии массового питания в сопоставимых ценах и нормах наценки соответственно в отчетном и базисном периодах; - объем выпуска продукции собственного производства в сопоставимых ценах и нормах наценки предприятием массового питания за отчетный и базисный периоды; — общий индекс объема продукции собственного производства в сопоставимых ценах и нормах наценки.

Подобные индексные системы, характеризующие динамику уровня производительности труда в массовом питании, могут быть построены не только для стоимостных показателей производительности труда, но также для натуральных и условно-натуральных:

где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового питания в натуральном выражении (в натуральных блюдах); — общий индекс выпуска обеденной продукции предприятием массового питания в натуральном выражении (в натуральных блюдах); — объем выпуска обеденной продукции предприятием массового питания соответственно в отчетном и базисном периодах;

где — общий индекс средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового питания в условно-натуральном выражении (в условных блюдах); — средней выработки обеденной продукции на одного работника производства в предприятии массового

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»