Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Антимонопольная политика

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Санкт-Петербургский филиал

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ МИКРОЭКОНОМИКИ-1

НА ТЕМУ: «АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»

Выполнил:

студентка 2 курса 222 группы

Михайлова Мария

Проверил:

Смирнова Н. К.

Санкт-Петербург

2001

Оглавление

Введение 2

1. Монополия: доводы «за» и «против» 2

2. Антимонопольное законодательство 3

Антимонопольный закон Шермана (1890г., исправленный) 4

Антимонопольный закон Клейтона (1914 г., исправленный) 4

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г., исправленный) 5

3. Антитрестовское законодательство: влияние и эффективность 5

4. Особенности антитрестовского законодательства 7

5. Регулирование естественных монополий 8

Заключение 9

Список использованной литературы: 10

Введение

Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме сво-бодного предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное распределение ресурсов и взвинчивание цен. Од-ной из основных функций государства является сохранение конкурен-ции как ключевого экономического механизма, поэтому в целях преодо-ления монополии в ряде случаев требуется государственное вмешатель-ство. В данных условиях чрезвычайно актуальной задачей становится тщательный анализ зарубежного опыта в данной области (США).

В данном реферате речь пойдет об антитрестовской деятельности и экономическом регулировании как ответных мерах государства на де-фекты рынка, причиной которых является власть монополий. Начнем с общего обсуждения проблемы существования монополий. Затем рас-смотрим антитрестовскую политику в том ее виде, в каком она была сформулирована политиками, юристами, судьями и экономистами. На-конец, поднимем вопрос практического осуществления экономического регулирования в отраслях, в которых конкуренция невозможна, да и не желательна; исследуем задачу регулирования деятельности естествен-ных монополий.

1. Монополия: доводы «за» и «против»

Соотношение «монополия — конкуренция» — один из главных во-просов, стоящих перед экономической политикой государства в разви-той рыночной экономике. В различные исторические периоды и в раз-личных странах государство по-разному решало эту альтернативу. Ха-рактерный пример — конец ХIХ в. — первые десятилетия ХХ в. В госу-дарственной экономической политике США тогда господствовал выбор в пользу конкуренции; он сохранился и в дальнейшем, хотя и с серьез-ными модификациями. В других развитых странах в тот же период при-оритет был отдан развитию таких легальных форм монополий, как кар-тели и синдикаты.[9]

Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Все это при прочих равных ус-ловиях снижает себестоимость и повышает качество продукции. Стерео-типы мышления начала ХХ в., будто монополия всегда стремится пара-зитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия существует в усло-виях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции.

В то же время не лишены оснований и многие доводы против мо-нополий. Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в ус-ловиях совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому пути», поскольку всегда сохраняется оп-ределенный запас прочности. «Большой бизнес» неизбежно имеет тен-денцию к бюрократизации, нарастанию Х-неэффективности.[6]

2. Антимонопольное законодательство

Идеальной с точки зрения экономиста была бы антитрестовская по-литика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурент-ными была бы реалистичной. Существующие антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. Обсудим основные положения антитрестовских законов США и пути их реализации.[8]

Антимонопольный закон Шермана

(1890г., исправленный)

§1. Любое соглашение, объединение в форме треста или другого юридического лица, или сговор, приводящие к ограничению торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, объ-является незаконным.

§2. Каждый человек, монополизирующий или пытающийся моно-полизировать, или тайно или явно сговаривающийся с другим человеком или людьми для того, чтобы монополизировать любую часть торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет обвинен в совершении уголовного преступления.

Антимонопольный закон Клейтона

(1914 г., исправленный)

§2. Считается незаконной ... ценовая дискриминация между различ-ными товарами одного класса и качества ... если подобная дискримина-ция значительно ослабляет конкуренцию или способствует созданию монополии в любом звене торговли ... при условии, что ничто, здесь ука-занное, не будет препятствовать разнице в оплате труда, которая единст-венная может объяснять разницу в затратах ...

§3. Для любого человека является незаконным ... сдавать в аренду, продавать или заключать контракт ... при условии, или соглашении или понимании того, что ... арендатор или покупатель не будет использовать или вести дела ... в области действия конкурента ... если в результате ... может возникнуть монополия или уменьшится конкуренция в любом звене торговли.

§7. Ни одна (корпорация) ... не должна приобретать ... полностью или частично другую корпорацию ... если ... в результате этого приобре-тения может значительно снизиться конкуренция или возникнуть моно-полия.

Закон о Федеральной торговой комиссии

(1914 г., исправленный)

§5. Нечестные методы конкуренции … а также несправедливые или вводящие в заблуждение поступки или действия ... объявляются неза-конными.

Законы Шермана, Клейтона и Закон о Федеральной торговой ко-миссии являются основой американского антимонопольного законода-тельства. Интерпретация этих актов сформировала современную анти-монопольную доктрину.[7]

Из представленных выше законов видим, что регулирование прово-дится по четырем направлениям:

 ограничивается монополизация рынка;

 запрещается слияние конкурирующих компаний;

 запрещается установление монопольных цен;

 сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.[2]

Существует два пути реализации антитрестовского законодательст-ва — судебно-законодательный и административный. Законодательное регулирование возложено на Министерство юстиции и суды, оно преду-сматривает судебное преследование и наказание за нарушение антитре-стовского закона. Административное регулирование осуществляют спе-циальные органы, прежде всего Федеральная Торговая Комиссия («ФТК»), созданная в 1914г. как особый орган административного кон-троля за соблюдением «правил конкурентной борьбы».[9]

3. Антитрестовское законодательство:

влияние и эффективность

Были ли антитрестовские законы действенны? Это трудный вопрос, но получить некоторое представление об этом можно, обратив внимание на практику применения законов.

Антитрестовское законодательство довольно сурово относится к кооперации и слияниям, будучи в то же время снисходительным по от-ношению к существующей концентрации. Таким образом, фирме, вла-деющей 60% рынка, разрешается существовать в прежнем виде, уста-навливая цены более чем на 60% рынка во многом как ей заблагорассу-дится. Между тем другие фирмы не могут сливаться, чтобы приобрести хотя бы 15% рынка. Не могут и объединяться для того, чтобы устанав-ливать цены на какой-нибудь другой части рынка.[10]

Рассмотрим более подробно, как антитрестовские законы применя-лись по отношению к 1) существующим рыночным структурам, 2) слияниям и 3) фиксации цен.

Существующие рыночные структуры. Как показывает приведен-ная выше цитата, применение антитрестовских законов к существую-щим рыночным структурам было мягким. Вообще говоря, фирма будет преследоваться в судебном порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка, и имеются факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренному поведению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство.

Слияния. Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний. Правительство обычно предпринимает антитрестовские меры по поводу горизонтального слияния, т. е. слияния двух конкурентов на одном и том же рынке, в том случае, если их совокупная рыночная доля превысит 15%. Основное исключение делается тогда, когда одна из сли-вающихся фирм находится на грани банкротства. Вертикальные слияния — слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производст-венного процесса в одной и той же отрасли, — обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% и большей долей соответствующего рынка. Причина состоит в том, что такие слияния лишают возможности другие фирмы продать свою продукцию фирме-покупателю.

>

Фиксация

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»