Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Антимонопольная политика

←предыдущая следующая→  
1 2 



Скачать реферат


>

Фиксация цен. Факты фиксации цен даже сравнительно неболь-шой фирмой вызовут антитрестовский судебный иск, как и другие дей-ствия, основанные на тайном сговоре, такие как планы поделить прода-жи на рынке. Чтобы добиться вынесения приговора, правительству или другой стороне, выдвигающей обвинение, достаточно показать, что тай-ный сговор с целью установления цен или раздела продаж имел место.

Следует подчеркнуть, что все приведенные выше рассуждения ос-нованы на широких обобщениях. Каждое потенциальное антитрестов-ское дело связано с уникальными обстоятельствами, которые могут сде-лать его исключением.[5]

4. Особенности антитрестовского законодательства

Главная особенность антитрестовского законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как ры-ночного механизма. Под олигополией понимается такая организация от-расли (или локального рынка), при которой ограниченное число круп-ных производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они либо способны осу-ществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.

К настоящему времени в результате долговременной концентрации производства и капитала олигополия сложилась в преобладающем большинстве отраслей капиталистической экономики. Вне сферы анти-монопольного законодательства остаются лишь три группы отраслей. Во-первых, отрасли, где не сложилась олигополия, то есть сосуществует большое число относительно мелких производителей. Во-вторых, отрас-ли, которые связаны с так называемой естественной монополией, то есть требуют для своего функционирования единой организационно-правовой системы. И, в-третьих, некоммерческие виды деятельности (в том числе благотворительные, общественные организации и пр.).[9]

5. Регулирование естественных монополий

Естественная монополия возникает, когда средние издержки сни-жаются для каждого уровня производства, и, таким образом, для наиболее эффективной организации производства необходимо существование всего одной фирмы. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, централизованное теплоснаб-жение, городская канализация, кабельное телевидение.[3]

Для регулирования естественных монополий могут быть использо-ваны различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы:

1. непосредственное установление цен на продукцию естественных мо-нополистов;

2. косвенное регулирование цен через установление предельных вели-чин прибыли или доходности;

3. использование конкурентных механизмов для передачи прав на про-изводство продукции (оказание услуг) в условиях естественной мо-нополии.[1]

Учитывая объективный характер существования в экономике есте-ственных монополий и бессмысленность «борьбы» с ними, задача госу-дарства, очевидно, заключается в нахождении баланса и в согласовании сторон, имеющих отношение к деятельности естественных монополий. Государство должно, с одной стороны, защищать потребителей от воз-можных злоупотреблений монопольным положением со стороны естест-венных монополий, а с другой — способствовать развитию монополизи-рованных отраслей и производств в интересах общества. Этим и обу-словлена необходимость специального государственного регулирования естественных монополий в рыночной экономике.[4]

Заключение

В работе была осуществлена попытка выявить основные принципы и особенности современного антитрестовского законодательства в США. Мы обсудили проблему существования монополий и выяснили, что не всегда монополия — абсолютное зло. Монополия может быть теоретически оправдана, если достигаемый с ее помощью рост эффек-тивности перекрывает издержки, связанные с уменьшением конкурен-ции. В результате исследования данной темы нами получены следую-щие выводы.

Антитрестовское законодательство в США не включает в себя требований, которые детально регулируют данную сферу экономики, а состоит из нескольких положений, целью которых является поддержа-ние конкуренции. Данные положения не ликвидируют тресты как та-ковые, но ограничивают ущемления партнеров и потребителей, вызы-ваемое их деятельностью.

Что касается естественных монополий, то здесь государство при-звано следить за соблюдением «справедливости» устанавливаемых цен во избежание злоупотреблений монопольным положением со стороны естественных монополий.

Таким образом, цели, поставленные во введении, были достигнуты, и в данной работе были затронуты все основные темы, касающиеся ан-тимонопольной политики.

Список использованной литературы:

1. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. — СПб.: Экономическая школа. 2000. Т. 2.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. — М.: Общество «Знание» России, 1997.

3. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика: В 2-х т. — СПб.: Экономи-ческая школа. 1999. Т.2.

4. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. — СПб., 2000.

5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т.: Т.2. — М.: Республика, 1992.

6. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА•М, 2000.

7. Самуэльсон П. Экономика. — М.: НПО «Алгон», 1992.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1999.

9. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Государство и проблема мо-нополии. // МЭ и МО, 1994 - №7. - с. 91-103.

10. William G. Shepherd. The Economics of Industrial Organization. 2d ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice – Hall, Inc., 1985. P. 374.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»