Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Бюджетная система. Государственный долг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


1998 ИГЭА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 2

ГЛАВА 1 4

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 4

ГЛАВА 2 8

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8

ГЛАВА 3 12

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 12

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 14

ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Бюджетная система страны представляет собой слож-ный механизм, характеризующий особенности взаимоотно-шений государства и местных органов власти.

Структура бюджета страны зависит от её государст-венного устройства. В странах, имеющих унитарное уст-ройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Бюджет любого уровня представляет собой централи-зованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.

К бюджетам территории относятся: бюджеты круп-ных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.

Структурно, любой бюджет включает две части: до-ходы субъекта и его расходы.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, на-пример государства, подразделяются на расходы по госу-дарственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйствен-ную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличива-ются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета уве-личились в два с лишним раза (с 433.5 млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.).

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благо-приятных предпосылок для функционирования производст-венных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной ин-фраструктуры, в первую очередь - на образование и здра-воохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необхо-димо учитывать не только прямые, но и косвенные затра-ты, к числу которых относятся выплаты процентов по во-енным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, вете-ранам и т. д.

Важной составной частью финансовой системы госу-дарства являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целе-вых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расхо-дов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социаль-ное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и мно-гое другое. Число их постоянно растёт, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которо-го насчитывается свыше 800 подобных фондов.

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ

Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уров-ней, а в ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важ-нейшая составная часть хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью которого правительство ока-зывает огромное воздействие на весь процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом три функции:

1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает не-обходимые ресурсы для правительственной деятельно-сти, то есть для покрытия расходов на военные, эко-номические и социальные программы, а также на су-ществование аппарата управления;

2. экономического регулирования - налоги и расходы ис-пользуются как рычаги управления хозяйственной дея-тельностью и осуществления определённых целей эко-номической политики (стабилизации экономики, стиму-лирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

3. выравнивания доходов - то есть перераспределения до-ходов, благодаря прогрессивной системе налогообложе-ния и системе трансфертных платежей, мало обеспе-ченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состо-ит в том, что с помощью бюджета финансируются по пре-имуществу только те общественные потребности или сферы на-родного хозяйства, где частное предпринимательство и рыноч-ные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв обще-ства или населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; фи-нансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспече-ние, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирова-ние хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.

Соотношение между этими глобальными категориями оп-ределяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного секто-ра, историческими и политическими традициями, общей страте-гией регулирования экономики. Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США, Японии, ФРГ и Анг-лии в конце 80-х - начале 90-х годов представлена в таблице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ФУНКЦИ-ЯМ В % К ВВП

США

Япония

1990 г.

ФРГ

1989 г.

Англия 1990 г.

1. Общественные товары, в т. ч. оборона 9.3

6.0 4.9

0.9 9.2

2.5 9.7

4.3

2. Общественные услуги

2.1 Образование

2.2 Здравоохранение

2.3 Жилищное строительство 6.0

4.7

0.9

0.4 10.8

3.7

4.8

2.2

10.9

4.2

6.0

0.7 12.2

5.0

5.1

2.1

3. Трансферты

3.1 Поддержание доходов

3.2 Административные расходы

3.3 Прочие трансферты 11.9

7.8

0.6

3.5 7.8

7.2

0.6

0.0 18.5

15.7

2.4

0.4 13.4

9.9

1.6

1.8

4. Экономические услуги, в т. ч.:

4.1 Капиталовложения

4.2 Субсидии 4.6

1.7

0.6 4.4

2.9

0.5 4.5

1.4

1.8 4.0

1.8

0.5

5. Проценты по государственному долгу 5.1 4.0 2.7 3.5

6 Все расходы 36.9 32.5 45.8 43.2

СТРУКТУРА РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 1995 ГОДУ

Основные расходные статьи Доля в % к ВВП Доля в % к бюджетным расходам

РАСХОДЫ ВСЕГО

Из них: 29.8 100

Государственное управление 0.7 2.3

Международная деятельность 1.7

Национальная оборона 3.0 10.0

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 1.6

Промышленность, энергетика, строительство 2.1 11.4

Сельское хозяйство и рыбол-овство 1.3

Социально-культурные мероприятия, в т. ч.:

- Образование

- культура и искусство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»