Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Государственное регулирование социальной занятости населения

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Московский Государственный Институт Стали и Сплавов

Экономика и Управление на предприятии

II курс, группа МЭ-98-3

Кафедра Информатики и Экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: Политическая экономия и история экономических учений

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Наумова Н. Ф.

ТЕМА: Социально-экономические проблемы рациональной занятости населения

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Бондаренко Ю. Н.

Москва

1999г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

Глава 1. Занятость как экономическая категория 3

1.1. Экономическая природа занятости 3

1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений 6

1.3. Проблемы занятости России на современном этапе 12

Глава 2. Безработица как хроническое явление рыноной экономики 19

2.1. Теоретические концепции занятости. Причины безработицы в условиях рыночных отношений 19

2.2. Показатели безработицы и формы безработицы 21

2.3. Методы борьбы с безработицей 24

Глава 3. Анализ основных тенденций формирования, распределения и использования трудовых ресурсов в регионах РФ 26

3.1. Движение рабочей силы в народном хозяйстве России 26

3.2. Проблемы изучения и формирования рынка рабочей силы в РФ 27

3.3. Динамика и структура безработицы в России, темпы прироста числа официально зарегистрированных безработных в России 34

3.4. Распределение регионов РФ по соотношению между спросом и предложением на рынке труда 41

Глава 4. Государственная политика и система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе 47

4.1. Государственная политика занятости и её эффективность в РФ 47

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, виды занятости 49

4.3. Перспективы и основные пути повышения занятости в РФ 53

Заключение 57

Список использованных источников: 57

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................................59

Введение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в России и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.

Глава 1. Занятость как экономическая категория

1.1. Экономическая природа занятости

Занятость, как известно, является одним из важнейших макроэкономических показателей. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход).

Каждому этапу развития экономики, качественно отличному от предшествующих, соответствует определенная модель (концепция) занятости, поскольку ее характеристики раскрывают сущностные процессы функционирования общества.

Концепция занятости — это система взглядов, представлений, раскрывающих характер занятости на определенном этапе социально-экономического развития общества. Во главу угла такого концептуального понимания ставится формирование занятости с учетом объективных процессов ее развития, характерных для социального рыночного типа государства, и не ограничивается реальными возможностями достижения поставленных целей в тот или иной конкретный период времени.

В настоящее время в России прорабатываются пути формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Поэтому концепция занятости призвана ответить на вопросы: какой должна быть занятость при указанном типе экономики, какие изменения произойдут в ее основных характеристиках и что для этого надо сделать? Четкие представления о том, чем занятость завтрашнего дня будет отличаться от сложившейся в условиях экстенсивной экономики, нужны как основа построения всей системы управления занятостью.

Рассмотрим основные положения концепции.

В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. Первый принцип — исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством.

Таким образом, сделан определенный шаг для закрепления в соци-эльно-экономической жизни России общечеловеческих ценностей, важнейшей среди которых является добровольность труда. Теперь самому человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.

Занятость в народном хозяйстве уже не является практически единственной сферой общественно полезной деятельности, каковой она стала, когда всеобщность труда была закреплена как правовая обязанность. Сфера труда становится одной из равноправных и равнодоступных сфер общественно полезной занятости, как и учеба, домашнее хозяйство, воспитание детей и т.д. Причина пресечения добровольной занятости может быть одна — незаконный источник средств существования.

Принцип исключительного права распоряжаться своими способностями к труду предполагает и право человека работать там и столько, где и сколько это необходимо ему самому. Каждый самостоятельно может выбрать для себя удобные режимы труда и занятости. Вне зависимости от пола, возраста, национальности и каких-то иных признаков всем доступны постоянная, частичная, временная, эпизодическая занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени. Не менее важным является право неограниченного выбора профессии и сферы труда в одном из секторов экономики, различающихся формой собственности (включая сферу индивидуального труда).

Когда речь идет об исключительном праве выбора, неправомерно отождествлять это право с обязательством общества удовлетворить потребности каждого в том или ином виде занятости или профессии. Роль общества заключается в создании для всех равных правовых условий для реализации своих способностей. Например, если человек хочет стать предпринимателем, то общество должно создать ему для этого правовые условия, но станет ли он им, будет зависеть от личных качеств претендента.

Отсюда вытекает второй принцип занятости — ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. В основу политики занятости положены отказ от жесткой регламентации форм и режимов занятости, вынужденной обязательности труда в общественной сфере и содействие раскрытию интересов и потребностей человека через свободу и добровольность выбора любой сферы общественно полезной деятельности.

Создание государством условий для реализации права на труд по принципу содействия занятости состоит в корректировке косвенными методами экономического поведения экономически свободных участников общественного производства. Причем меры косвенного воздействия государства на занятость основываются на преобладании поощрительных, стимулирующих мер, в его арсенале не должно быть средств, нарушающих экономические и социальные права и свободы трудящихся, предпринимателей, территорий. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов. Наряду с раскрытием самого воздействия на занятость, в основе которого лежит косвенное регулирование процессов формирования занятости в желаемом направлении, принцип содействия заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений в выработке направлений развития занятости и ее регулирования: наемных работников в лице своих

профсоюзов, работодателей, объединенных в различные ассоциации и союзы и правительства. (Анализу поведения на рынке труда этих субъектов посвящена гл. 6).

Тесное взаимодействие названных сил в развитии занятости позволяет активно воздействовать на состояние занятости, добиваться существенного улучшения всех ее качественных характеристик, таких как образовательный и профессионально-квалификационный состав занятого населения, его отраслевая и демографическая структура, высокая социально-экономическая мобильность и конкурентоспособность и т.д.

1.2. Формы занятости в условиях рыночных отношений

Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. С учетом вышесказанного трансформируется понятие полной занятости. Меняется укоренившееся ее толкование как максимально возможного уровня вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство.. Полная занятость может быть достигнута при любом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»