Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Государственное регулирование экономики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Экономические функции государства.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.

Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых обществен-ных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, отно-сятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополни-тельные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка за-частую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что сущест-вуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на во-просы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся ры-ночная система, отнюдь не всегда отвечает действительным потребностям общества.

Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам справедли-вости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социаль-ной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Вмешательство го-сударства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы.

Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти мо-нополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаменталь-ных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство ре-гулирует рынок труда, принимает меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макро-экономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важ-нейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государ-ство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую дея-тельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирова-ние;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглажива-ния инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и на-циональной валюты;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов.

Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы разви-тия образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гаран-тирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

В реальной действительности все функции переплетены между собой и в ком-плексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее ре-зультаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотвор-чество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательст-во с помощью различных мер экономической политики.

Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее значи-тельный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры мо-гут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Го-сударство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кре-диты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государствен-ного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная про-мышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транс-порт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыноч-ной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

• стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

• обеспечение полной занятости;

• стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

• воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на не-которые специфические товары;

• поддержку устойчивого экономического роста;

• перераспределение доходов

и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным обра-зом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюд-жетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипу-лирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кре-дитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денеж-ной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направле-ния государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в ры-ночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функ-ционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

Однако существует грань, за которой из за вмешательства государства проис-ходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Недопустимы любые действия государст-ва, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, все-охватный административный контроль за ценами и др.). Рыночная система не ис-ключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйст-ва; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных це-левых программ. Рынок во многом является самонастраивающейся системой, и по-этому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Одна-ко в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом административном регуля-торе есть нечто экономическое косвенно сказывающейся на поведении участников экономического процесса.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной эконо-мике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили переворот в клас-сических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность само-исцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложе-ние, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономиче-ской теории - макроэкономики.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»