Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Экономическаятеория /

Государственное регулирование экономики России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

Государственное регулирование экономики России

ОГТИ 061100. 5003.35 ОО

Исполнитель

студент гр. Э-12

___________________ Федосеева Н.Ю.

«___»___________ 2003 г.

Защищена с оценкой «______________»

Члены комиссии ___________________

«___»___________ 2003 г.

Орск 2003

Реферат

УДК 331

ББК 65.01.

Государственное регулирование экономики России

Федосеева Н.Ю.

Экономическая теория. Орск: ОГТИ, 2003 – 22 с.

Ключевые слова: государственное регулирование, бюрократия, корруп-ция, налоги и сборы, фиаско государства, методы и цели государствен-ного регулирования.

В данной курсовой работе рассмотрена проблема государственного ре-гулирования экономики. Изучены методы и цели регулирования, а так же его роль в современной экономике России.

Рис.: 0; табл.: 0; библ.: 15.

Содержание

Введение…………………………………………..………………………………….4

1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории…………..5 2.Экономические школы о государственном регулировании экономики……..12

3. Роль государственного регулирования в современной России……………....16

Заключение………………………………………………………………………....21

Литература………………………………………………………………………….22

Введение

В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики России, а так же связанные с ним проблемы и пути решения.

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообраз-ные формы. Сложность современной социально-экономической жизни посте-пенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалифи-кации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и ос-таётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм го-сударственного регулирования экономики, а так же роль государства в совре-менной экономике России.

1 Государственное регулирование экономики с точки зрения теории

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержа-ния порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло оп-ределенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики – это форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных ор-ганов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

В начале ХХ в. экономическая роль государства стала настолько значи-мой, что первая половина прошлого столетия вошла в историю как эпоха “го-сударственно-монополистического капитализма” (ГМК). Её практика подтолк-нула к идее “государственного социализма” – попытке использовать экономи-ческую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества. Однако это привело только к возникновению “административно-командной экономики”.

Современная экономика, преодолев крайности альтернативного соци-ального состояния (или “капитализм”, или “социализм”), является “социально-рыночной” (смешанной). Неконтролируемые рыночные процессы разруши-тельны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем лю-бая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может вы-полнить только государство – институт, представляющий всё общество и обла-дающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отноше-ния. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффек-тивные формы государственного регулирования экономики, которые, не раз-рушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономи-ке максимальную эффективность.

Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики по-стоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических про-блем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения обо-рачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. Предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес из-за малой прибыльности.

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосу-дарственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, ме-ждународная специализация производства, валютные отношения).

Государство в рыночной экономике так же вынуждено выступать в каче-стве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхожде-нием дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования явля-ются обязательными для всех остальных экономических агентов. Государст-венное регулирование преследует три цели:

- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процес-сов,

- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффектив-ного функционирования рыночной экономики,

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, поло-жение которых в конкретной экономической ситуации становиться наиболее уязвимым. [2, с. 205].

Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыноч-ный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все про-блемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирова-ния), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в ре-зультате государственного регулирования. Фиаско государственного регули-рования может быть вызвано следующими причинами:

1. Неравенство в получении информации. Лучше информированные люди получают прибыль больше, чем люди менее информированные.

2. Недобросовестность государственных чиновников (государствен-ной бюрократии) преследующих свои интересы, которые могут в определённый момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

3. Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием про-блемы, принятием государственных решений и результатами воплощения пра-вительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который прохо-дит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги призна-ния и лаги решения.

Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы эко-номической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, воз-можные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.

Лаг решения - это время, которое проходит

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»